Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир.
(Е.Евтушенко)
Тип урока: обобщение и систематизация полученных в ходе самостоятельной работы знаний.
Форма урока: защита творческих проектов
Основные понятия: социализация, нормы, девиантное поведение, делинквентное поведение, группа риска.
Оборудование: проектор, компьютер, слайдовые презентации, тестовые задания, учебники, словарь урока, клайстер, схемы, таблица.
Этапы и сроки проведения проекта:
- Формулирование тем работ учащихся – 1 урок
- Формирование групп для проведения исследований – 1 урок
- Выдвижение гипотезы, определение творческого названия проекта – 1 урок
- Обсуждение плана работы учащимися в группах – 1 урок
- Обсуждение источников информации – 1 урок
- Самостоятельная работа учащихся – домашнее задание
- Подготовка отчета учащихся – домашнее задание
- Защита, обсуждение и оценка проекта – 2 урок
Аннотация проекта
Проект посвящен исследованию девиантного поведения в обществе.
Изучая факты публицистической литературы, анкеты, делая наблюдения, учащиеся 10 класса знакомятся с отклоняющимся поведением, показывают социальную сущность пьянства, наркомании, проституции, курения, доказывают пагубность влияния «социальных болезней» на здоровье человека. Ребята сопоставят полученные сведения и сделают вывод об опасности девиантного поведения на развитие общества.
Основополагающий вопрос:
Свобода или зависимость. Полет или падение?»
Вопрос учебной темы:
Отклоняющееся и противоправное поведение.
Учебные предметы: обществознание.
Участники проекта:
Учащиеся 10 класса.
Дидактические цели проекта:
- Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
- Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности школьников, умений увидеть проблему и предложить пути ее решения.
- Методические задачи:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Учить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий, фактов
- Познакомить учащихся с основными понятиями темы.
Ход урока:
Этап урока | Ход урока | Форма, метод работы | ||||||||||
1. орг. момент | I. Готовность к уроку. II. Отсутствующие. (музыка) Представьте, что за окном не снежная зима, а солнечное лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные яйца. Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон. Но вдруг, уже после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все. Как вы думаете, почему это произошло? (Толи ему было скучно, то ли он вообразил себя необыкновенным и решил выделиться среди других…) Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» девиантного поведения? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся (девиантное) поведение». ? Что мы называем процессом социализации? (процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества) В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение ? Что мы называем девиантным поведением? (это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения). ? Всегда ли отклоняющееся поведение носит негативный характер? (следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации) Задание. На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.
По подсчетам социологов в нормально развивающихся обществах на каждую из этих групп придется примерно по 10-15%.
1 гр. Курение 3 гр. Наркомания 4 гр. Преступность 5 гр. Проституция - Мы выслушали презентации всех творческих групп. О негативном девиантном поведении человека. Как вы относитесь к проблемам затронутым на уроке? На основе заполненных рабочих листов выскажите свое мнение. ВЫВОДЫ УРОКА: Пусть нам не даноМне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. ТЕСТИРОВАНИЕ (Приложение №2) |
Работа с понятиям с тетрадью и словарем. |