Урок по биологии на тему "Эволюция кровеносной системы". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель:

  • Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
  • Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
  • Изучить состав крови и ее функции.

Задачи:

Образовательная:

  • Учащиеся должны знать состав и функции крови;
  • Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
  • Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
  • Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.

Воспитательная:

  • Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
  • Умение выражать свою мысль;
  • Применять свои знания на практике;
  • Формирование правильного восприятия окружающей природы.

Ребята! Кто знает, что такое кровь? Из чего она состоит? Что она из себя представляет?

Кровь - вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Кровь и жизнь - слова синонимы.

Презентация.

Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?

(Схема 1)

В процессе эволюции животных изменялись состав и функции крови. У водных кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу морской воде: в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. У животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции крови. Наиболее полно функции крови проявляются у позвоночных.

Глядя на составленную нами схему, мы можем выделить эти основные функции крови. Давайте сделаем вывод, какие функции выполняет кровь?

Функции крови

Транспортная:

  • транспорт питательных веществ к клеткам тела;
  • выведение продуктов обмена;
  • транспорт кислорода.

Защитная:

  • защита организма от инфекции и чужеродных тел;
  • защита от кровопотери.

Регуляторная:

  • способствует поддержанию температуры тела.

Где находится кровь в организме животных?

Из чего состоит кровеносная система?

(Схема 2)

В зависимости от содержания кислорода в крови, кровь бывает (Схема 3):

На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.

У всех ли животных красная кровь? (Сообщение ученика).

  • кольчатые черви - красная;
  • моллюски:
    • (брюхоногие) - бесцветная;
    • (двустворчатые) - бесцветная, красная, голубая;
    • (головоногие) - голубая;
  • рыбы - красная, бесцветная у белокровных рыб;
  • пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие - красная.

 В каком направлении шла эволюция живых организмов? (Схема 4, 5)

простейшие -> кишечнополостные -> плоские черви ->

круглые черви -> кольчатые черви -> моллюски -> членистоногие ->

хордовые (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

У каких животных впервые в процессе эволюции появляется кровеносная система? Что она из себя представляет?

Самостоятельная работа (стр.215.  41)

  • кольчатые черви -
  • моллюски -
  • членистоногие -
  • хордовые (ланцетник) -

Кровеносная система позвоночных характеризуется дальнейшим усложнением строения. А сейчас давайте дадим характеристику кровеносным системам позвоночных животных по группам. Одна группа описывает строение сердца, наличие кругов кровообращения, другая группа описывает путь, который совершает кровь по кругам кровообращения. (Работа с таблицами в парах)

Таблица 1

Систематическое положение Строение сердца Круги кровообращения
Класс Рыбы    
Класс Земноводные    
Класс Пресмыкающиеся    
Класс Птицы    
Класс Млекопитающие    

Таблица 2

Систематическое положение Малый круг кровообращения Большой круг кровообращения
Класс Рыбы    
Класс Земноводные    
Класс Пресмыкающиеся    
Класс Птицы    
Класс Млекопитающие    

Кровеносная система:

  • 1 группа - рыбы;
  • 2 группа - земноводные;
  • 3 группа - пресмыкающиеся;
  • 4 группа - птицы;
  • 5 группа - млекопитающие.

(Приложение 6)

У каких групп животных кровь не смешивается? Это имеет какое-то значение?

Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.

В чем причина теплокровности?

Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела. Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.

Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?

Эволюция шла в направлении создания специализированной кровеносной системы, способной обеспечивать все клетки тела необходимыми для жизнедеятельности веществами.

А как обходятся без кровеносной системы простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви?

У них процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно.

Итог урока:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что показалось наиболее трудным?
  • Что показалось наиболее интересным?

Задание на дом: Параграф 41. Рабочая тетрадь стр.109-113.

Оценки за урок:

Проверка полученных знаний.

I. Выберите правильный ответ.

1. Главный признак артериальной крови:

а. течет только по артериям;

б. течет только по венам;

в. насыщена кислородом;

г. насыщена углекислым газом.

2. Главный признак венозной крови:

а. течет только по артериям;

б. течет только по венам;

в. насыщена кислородом;

г. насыщена углекислым газом.

3. Одна из составных частей крови не относится к ее форменным элементам:

а. плазма;

б. лейкоциты;

в. эритроциты;

г. тромбоциты.

4. У пресмыкающихся по артериям течет кровь:

а. артериальная;

б. венозная;

г. смешанная.

5. Большой круг кровообращения у млекопитающих начинается в:

а. правом желудочке;

б. левом предсердии;

в. левом желудочке;

г. правом предсердии.

II. Вставьте пропущенные слова:

  1. Транспортировку внутри организма всех необходимых для жизнедеятельности веществ осуществляет::::::::::.. .
  2. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются::::::::, а возвращающие ее к сердцу:::::::: .
  3. Самая крупная артерия - это:::::.., а самые мельчайшие кровеносные сосуды - :::::::. .
  4. У рыб :::::::.. круг кровообращения, а у наземных позвоночных::::::::.. .

III. Ответьте на следующие вопросы:

  1. В чем отличие кровеносной системы кольчатых червей от кровеносной системы моллюсков?
  2. Что такое капилляры и для чего они образуют густую сеть в организме животных?
  3. В чем отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой?
  4. Что может произойти, если в организме животного будет снижено количество тромбоцитов?
  5. Где и как человек использует кровь животных?

IV. Рассмотрите схемы в Рабочих тетрадях на стр.112, №10, 11.