Класс: 3
Тема учебного занятия: "Сравнение малых жанров народного творчества".
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
- Обобщить знания учащихся о малых жанрах народного творчества, формировать умение различать жанры, определять задачу каждого вида жанра.
- Развивать мышление, коммуникативные умения.
- Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к народному творчеству.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютерный класс (локальная сеть),
Дидактические материалы к учебному занятию: З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Методическое пособие к учебнику "Литературное чтение".3 класс.М.ОНИКС 21 век
Ход учебного занятия
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||
| Знания | Умения | ||||||||
| I.Организационный этап | 1 мин. | Подготовка учащихся к работе | Организация внимания и внутренней готовности | Умение организоваться | Словесный | Фронтальная | |||
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
| Организация начала урока. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку | Подготовка к работе. | ||||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||
| Знания | Умения | ||||||||
| II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | 3мин. | Настроить детей на работу | Жанры устного народного творчества | Умение определять жанры | Объяснительно - иллюстративный | Фронтальная | (Приложение1. Презентация.) Слайд №3 |
||
| Деятельность учителя - Посмотрите на экран. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Почему эти произведения называются народными? - Устными? - Для чего народ придумал эти произведения? |
Деятельность ученика - Ответы детей. Мы будем говорить о жанрах устного народного творчества |
||||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| III. Этап актуализации знаний. | 3 мин. | Актуализировать теоретические знания | Задачи жанров устного народного творчества | Умение применять полученные знания. | Словесный, частично-поисковый | Коллективная | Слайды №4,5,6,7,8,9 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| Поиграем в "угадайку".
Определите жанр произведения, обоснуйте свое
мнение. В роли кого вы выступали? Физминутка. |
- Дети определяют жанр
произведения, аргументируя свой ответ. - В роли читателя-критика. |
||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| IV. Этап использования теоретических знаний на практике. | 7 мин. | Проверить понимание учащимися изученной темы. | Знание особенностей построения жанров. | Умение различать уровни структуры жанров |
Исследовательский | Парная | Слайд № 10 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| - Что вы видите на экране? - Всё записано правильно? Задание: на парте лежат конверты с уровнями жанров. Разложите их правильно. |
Уровни двух жанров. - Нет. Выполняют задание в парах. Вывод: схемы жанров "скороговорка", "потешка". |
||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| V. Этап закрепления знаний. | 7 мин. | Закрепить полученные знания | Знание схемы структуры жанров | Умение сравнивать, анализировать. | Исследовательский | фронтальная | Слайд №11 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| - Давайте сравним схемы жанров
"скороговорка" и "потешка". - Работая со схемами жанров, кем вы были? |
Ответы детей. - Мы были теоретиками. |
||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| VI. Этап использования знаний на творческом уровне | 14 мин. | Проверить умение использовать знания на творческом уровне | Знание особенностей жанров устного народного творчества | Умение сочинять произведение | Творческий, исследовательский | групповая | Слайд №12 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| - Вы поработали читателями,
критиками, теоретиками. - В какой позиции вы ещё не выступали? Предлагаю сделать это в группах. - Какая задача у вас как у автора? Анализ произведений. Первая группа анализирует сочинение второй. Третья группа - четвертой и наоборот. Если вы считаете, что признак жанра есть, то раскрасьте квадратик в зеленый цвет, если нет, то - в красный. |
- В позиции автора. - Сочинить такое произведение, чтобы оно соответствовало уровням жанра. Дети в группах сочиняют считалку, небылицу, загадку, побасенку. Дети анализируют сочинения . |
||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| VII. Этап контроля и самоконтроля знаний. | 6 мин. | Обобщить полученные знания | Задачи жанров устного народного творчества | Умение детей различать жанры устного нар творчества | Репродуктивный Иллюстративный |
Индивидуальная | Слайд №13 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| - В тетради выполните задание на с.18,19.Соедините стрелочкой название жанра и произведение | Индивидуальная работа детей в
тетради с18,19. Проверка: сравнение с образцом со слайда. |
||||||
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
| Знания | Умения | ||||||
| VIII. Этап подведения итогов занятия. | 4 мин. | Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся. | Жанры устного народного творчества | Умение обобщать полученные знания | Словесный | Коллективная, индивидуальная | Слайд №14 |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
| - Чем занимались? - Оцените свои знания о жанрах устного народного творчества. (Приложение 2) Домашнее задание: поработать в позиции теоретика, сравнить схемы двух любых жанров устного народного творчества на выбор. |
- Повторили жанры устного
народного творчества. Работали в разных позициях: читатель-критик, теоретик, автор. Самооценка по заданным умениям. |
||||||
Приложение 2.Оценочный лист.
| Знания и умения | Моя оценка | Оценка учителя |
| 1.Знаю схемы жанров устного народного творчества | ||
| 2.Умею анализировать произведение, опираясь на схему жанра. | ||
| 3.Умею определять жанр устного народного творчества. | ||
| 4.Умею сочинять произведения изученных жанров | ||
| 5.Умею сравнивать жанры устного народного творчества. |