Урок математики в 3-м классе по теме "Устные приемы внетабличного умножения и деления. Повторение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторение внетабличных приёмов умножения и деления.
  2. Развитие математической речи, памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.
  3. Воспитание любви к животным, формирование умения работать в группах.

Оборудование: картинки с изображением животных; карточки с заданиями; таблица с изображением геометрической фигуры, состоящей из треугольников, аналогичные карточки у детей; плакат с эталоном домашнего задания для самопроверки; таблица с алгоритмами внетабличного умножения и деления, краткая запись задачи.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

Примечания

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь удобнее –
Начнём скорей урок!

 

Проверка домашнего задания.

Внимание! Внимание!
Проверим домашнее задание!

1. Приготовьте фигуры. Сколько в ней треугольников? Покажите у доски.

2. Проверьте решение задачи № 22 на с. 51,

У детей на партах фигуры. (Рисунок 1)

Эталон на доске.

1 ч 10 мин = 70 мин

80 - 70 = 10 (мин)

Ответ: на 10 минут дольше шёл спектакль, чем кинофильм.

Проверка по эталону на доске

3. Проверьте решение примеров № 6 на стр. 49

– Что общего в примерах?

– Какими приёмами пользовались при их решении?

 

– Именно этими алгоритмами мы будем пользоваться в течение урока.

Алгоритм закрепляется на доске. (Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).

Сообщение темы урока.

– Назовите тему нашего урока.

– Определите основную цель нашего урока.

Правильно.

Урок повторения даёт нам понять
Что мы умеем и что должны знать.

Тема урока – на доске.

Устный счёт.

А сейчас нас ждёт работа
С заданиями устного счёта.

 

1. Решите примеры, записанные на доске.

40 : 8 = 5

 

 

 

З

72 : 9 = 8

 

 

 

О

32 : 4 = 8

 

 

 

О

3 х 8 = 24

 

 

 

П

7 х 5 = 35

 

 

 

А

6 х 7 = 42

 

 

 

Р

9 х 9 = 81

 

 

 

К

– Какое слово получилось? (Зоопарк).

По ходу решения учитель крепит ответы с буквами на доске.

2. Мы побываем сейчас в зоопарке. Для чего создают зоопарки? (Для показа, изучения и сохранения диких животных).

– Решите примеры, и вы увидите, какие животные есть в зоопарке.

19 х 4 = 76

 

 

 

64 : 16 = 4

42 : 14 = 3

 

 

 

85 : 5 = 17

18 х 5 = 90

 

 

 

30 : 2 = 15

– Какое животное здесь лишнее и почему? (Крокодил. Это пресмыкающееся).

Учитель по ходу решения примеров открывает ответы.

Дети называют варианты примеров, учитель фиксирует их на доске.

3. Осталось ещё 2 значения выражений: 88 и 88. Составьте к ним примеры на деление и умножение и мы увидим ещё одно животное.

– Как называется это животное? (Утконос).

Что вы знаете о нём?

 

Физкультурная пауза.

Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок.
Сосчитай-ка их, дружок!

 

Работа в парах. Решение задачи

– Какие животные живут в террариуме? Что такое террариум? (Это специальное помещение для пресмыкающихся и земноводных).

– Сколько ящериц в террариуме? Каким
действием найдём их количество?

– Сколько черепах?

– Прочитайте вопрос. Каким действием ответим на него?

– Запишите краткую запись задачи.

 

Проверьте.

– Обсудите ход решения задачи в парах и запишите решение в тетрадь.

Проверка решения задачи.

Проверка по эталону.

(Приложение 5).

2. – Прочтите задание на карточке, после задачи.

«Измените вопрос задачи так, чтобы последнее действие в решении задачи было вычитание. Решите новую задачу».

– Назовите новый вопрос.

– Запишите решение задачи.

Взаимопроверка.

Поставьте карандашом друг другу оценку.

Дети используют карточку-помогайку. (Приложение 6).

Физкультурная пауза.

Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли!
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

Проводит ученик.


Повторение единиц измерения величин.

- Послушайте интересные сведения из жизни животных, постарайтесь их запомнить.

 

  • Длина крокодила 7 м. Длина медведя 2 м. Сколько это сантиметров?
  • Запишите числа, которые обозначают возраст животных:
    попугай живёт 155 лет,
    черепаха – 300 лет.
  • Утка весит 4 кг. Сколько граммов весит утка?

Учитель фиксирует ответы детей, показывая карточки с равенствами.

Самостоятельная работа.

Ждёт нас новая работа,
В ней не обойтись без счёта!
Называется она …
Самостоятельная!

На листе с заданиями трёх уровней сложности прочитайте задания и выберите то, с которым можете справиться самостоятельно. Выполните задание.

– Сдайте самостоятельную работу.

(Приложение 7).

Дополнительное задание.

– Выполните задание на карточке № 3. Запишите решение в тетрадь. Выполните проверку.

Дети, быстро справившиеся с работой, получают дополнительное задание.

Итог урока.

– Что мы повторяли на уроке? (Приёмы внетабличного умножения и деления).

– Что интересного узнали о животных?

– Какое задание вам сложно было выполнить? Почему?

– Что удалось выполнить хорошо?

– Кто работал сегодня в полную силу?

Оценка работы учащихся.

 

Домашнее задание.

– Дома выполните задание того же типа, которое вызвало у вас затруднение на уроке, чтобы ещё раз закрепить необходимые навыки. Вы можете:

  • Решить задачу № 3, стр. 41.
  • Примеры № 6, стр. 41.

– Дополнительное задание на смекалку на стр. 45 выполните по желанию.

 

Литрература:

  1. Мокрушина О.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике.
  2. Моро М. И. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2005. – С. 96.
  3. Ликум А. Все обо всем. – М., 1993.