Данная тема, объединяет основные слесарные операции по обработке отверстий: сверление, рассверливание, зенкерование, зенкование и развертывание.
При изучении данной темы, учащиеся получают знания, умения, приобретают навыки по сверлению, рассверливанию и разметки отверстий.
В процессе изучения данной темы, прослеживается взаимосвязь с уроками теоретического обучения: спец.технологии, черчения, допуски и посадки, материаловедение. К моменту изучения новой темы, учащиеся имеют представления о сверлильных станках, используемом инструменте, могут прочитать чертеж, где дают расшифровку шероховатости поверхности, припусках на обработку детали.
Урок проходил в слесарной мастерской № 2, в качестве наглядного пособия, для наилучшего освоения нового материала, было использовано:
- Доска – на которой был начерчен чертеж детали «Номерок для гардероба». Указана норма времени на изготовления одной детали – 15 минут.
- Плакат – где были даны рекомендации по самоконтролю учащихся.
- Плакат – «Типичные ошибки учащихся».
- Инструкционная - карта – «Сверление деталей по разметке».
Приступая к уроку, мастер производственного обучения, вместе с учащимися повторяет пройденный материал по ранней изученным темам: «Устройство сверлильного станка»; «Заточка сверл»; «Опиливание листового металла»; «Техника безопасности».
Урок был обобщающе-комбинированным. Группа учащихся является коррекционной, и поэтому я использовала при проведении текущего инструктажа две формы работы: бригадный и индивидуальный метод. Вся группа делится на три подкатегории по уровню подготовки: сильные, слабые и средние. За слабыми учащимися были закреплены сильные, которые оказывали свою помощь в изготовлении детали, и в свою очередь усваивали новый материал достаточно прочно. Это был бригадный метод работы и обучения. А группа учащихся со средним уровнем подготовки, работали самостоятельно – это индивидуальный метод работы.
По окончании урока, на заключительном инструктаже, мастер вместе с учащимися обобщал пройденный материал.
Ход урока
Изложение нового материала
Даю определение операциям: Что называется сверлением?
Сверлением – называется образование снятия стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла, совершающего вращательное и поступательное движение относительно своей оси.
Сверление применяется:
Для получения неответственных отверстий невысокой степени точности и невысокого класса шероховатости. Например, под крепежные болты, зажимы, шпильки.
Рассверливанием называется увеличение размера отверстия в сплошном материале полученного литьем, ковкой, штамповкой и другими способами.
Точность сверления в отдельных случаях может быть повышена благодаря тщательному регулированию станка, правильно заточенному сверлу или сверлением через специальное приспособление, называемое кондуктором.
Сверла разделяются на спиральные с прямыми канавками, перовые, для грубого, насыщенного сверления и центровочные. Показываю на плакате.
Сверла изготавливаются из быстрорежущих легированных и углеродистых сталей, а также оснащаются пластинками твердого сплава. Показываю.
При сверлении и рассверливании используют сверла. Сверла, оснащенные пластинками из твердых сплавов, находят широкое применение при сверлении и рассверливании чугуна, пластмасс, стекла, мрамора.
Сверла с винтовыми канавками обеспечивают значительно лучший выход стружки из отверстий.
Сверла с прямыми канавками применяют при сверлении отверстий в хрупких металлах.
Сверла с косыми канавками применяют для сверления неглубоких отерстий.
Комбинированные сверла, например, сверло-зенковка, сверло-развертка применяют для одновременного сверления и зенкования, сверления и нарезания резьбы.
Центрированные сверла служат для получения центровых отверстий в различных заготовках.
Перовые сверла наиболее просты в изготовлении, применяются для сверления неответственных отверстий диаметром до 25 мм.
Рассказываю по инструкционной карте выполняемую работу и производственное задание на урок.
Инструкционная карта по изготовлению детали «Номерок»
Трудовые приемы |
На что обратить внимание при показе приемов |
Разметка детали для сверления |
Необходимо нанести перпендикулярные осевые риски. Необходимо наносить риски контура отверстий диаметров 6 мм. Точно разметить деталь по чертежу. Точно накернить центр отверстия. Керновое углубление. |
Рассказываю т/б при установке сверла в трехкулачковом патроне |
Работа на сверлильном станке. Проверить соответствие диаметра сверла патрону. Проверить состояние хвостовика цилиндрического сверла – категорически запретить пользоваться сверлом с задирами на хвостовике. |
Установка сверла в переходную втулку. Установка патрона в шпиндель. |
Проверить соответствие номера конуса сверла и втулки. Проверить состояние поверхности сверла и втулки. Категорически запретить пользоваться сверлами и втулкой, имеющим вмятины или забоины. |
Сверление на станке при ручной подаче |
Соблюдение правил сверления. Установить машинные тиски, так чтобы вершина сверла совпала с черновым углублением, поднять сверло, приступить к сверлению. Главное нажатие на рукоятку подачи. Регулировка подачи оп толщине стружки. Обращать внимание на характер выходящей стружки, на звук издаваемый при сверлении. Уменьшить нажатие на сверло на выходе его из детали. |
Рассверливание на станке при ручной подаче |
|
Опиливание детали после сверления |
Деталь закрепляем в тиски на деревянный брусок и опиливаем, снимая заусенцы после сверления. |
Контроль готового изделия |
Деталь контролируем штангенциркулем OWII |
Готовую продукцию сдаем мастеру п/о |
|
Сама показываю все трудовые приемы на сверлильном станке, изготовляемой детали «Номерок». Рассказываю технику безопасности при работе на сверлильном станке. Контроль готовой продукции и сдача его.
Повтор учащимися трудовых приемов, знаний, умений и навыков на станке.
Даю задание на день, изготовление детали «Номерок», норма на одного учащегося 30 штук.
Закрепление нового материала:
- Каким инструментом, вы будете пользоваться на этом уроке?
Для того, чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам отгадать ребус.
- Рассказать правила техники безопасности при работе на сверлильном станке.
Домашнее задание:
|
Способы обработки отверстий сверления |
Содержание задания (описать) |
|
Точность обработки |
|
Шероховатость обработанной поверхности |
|
Режущий инструмент |
|
Измерительный инструмент |
|
Виды брака, типичные ошибки, способы их предупреждения и устранения |
|