Цели:
- изучить новые звуки [д], [д’], букву Дд, продолжить работу по звуко-буквенному анализу слов, формированию навыка чтения;
- Развивать фонематический слух, речь, мышление;
- Воспитывать сознательное отношение к учению.
Оборудование: азбука, прописи, раздаточный материал, плакаты.
Ход урока
1. Оргмомент
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гостья к нам уже спешит
И как будто бы звенит.
Кто бы ни был, заходи
Да ребят научи!
2. Актуализация знаний
– Отгадайте, что за гостья пожаловала к нам.
Чтение стихотворения А. Блока «Зима» хорошо читающими детьми.
Снег да снежные узоры.
В поле вьюги разговоры.
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки.
Вечер – бабушкины сказки.
Вот она… (зима)
– Побываем в гостях у волшебницы Зимы.
3. Сообщение темы и целей урока
Звенит колокольчик: динь-дон, динь-дон.
– Какие звуки вы услышали?
– Придумайте слова со звуками [д], [д’] в начале слова
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Дд и дадим характеристику звуков [д], [д’].
4. Изучение нового материала
- Характеристика звуков [д], [д’]:
- чем похожи звуки (оба согласные, звонкие)
- в чем различие ([д] – твердый, [д’] – мягкий)
- Игра «Живые звуки» (звуко-буквенный анализ слов домик, дятел)
- Работа в прописи (с. 60). Письмо буквы Дд, слов с буквой Дд.
5. Физминутка
6. Первичное восприятие учебного материала
- Буква Дд занимает почетное и ответственное место в русском алфавите. И у Зимы есть помощники, в названии которых есть эта буква
Плакат: пословица «Декабрь год замыкает, зиму начинает»
– Объясните смысл пословицы.
– А знаете ли вы, что в старину этот месяц называли по-другому?
Плакат: декабрь, студень, лютень, зазимник
Студень называется за длительную стужу, лютень – лютует, морозная пора, зазимник – зиму начинает.
– Чем интересен декабрь? (Новый год, зимние забавы)
- Составление слов из слогов
- Полезно прогуляться на лыжах по зимнему лесу
(Составлены слова: зима, мороз, санки, дымок).
7. Вторичное восприятие учебного материала
- Чтение хорошо читающими детьми рассказа «Первый месяц зимы». Нечитающие дети подчеркивают в тексте изученную букву Дд.
Раздаточный материал:
Первый месяц зимы
Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегают тяжелые тучи. Вот метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. Под защитой снега проводят зиму мыши. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда зима снежная. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре бывает и оттепель.
– О чем этот рассказ?
– О каком покрывале идет речь?
– Почему растениям под снегом тепло?
– Кого еще защищает снег?
– Что интересного узнали из рассказа?
– О каких узорах идет речь?
- Физминутка
- Работа в прописи. Задание: составить и записать из слов предложение.
(На окне морозные узоры)
8. Закрепление изученного
Игра «Снежки» (получив мячик, назвать слово с новыми изученными звуками и передать другому)
9. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– С какой буквой познакомились, расскажите о ней.
– Выберите верное название буквы Дд.