Тип урока: комбинированный.
1 урок - урок изучения нового материала
2 урок - урок формирования умений и навыков.
Цели урока: ознакомить учащихся с историей лоскутной вышивки, организацией рабочего места, инструментами, материалами, сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материала к работе, воспитывать аккуратность, внимательность при работе, развивать эстетический вкус.
Наглядные пособия: журналы.
Оборудование: АРМ в качестве иллюстратора, столы ученические, ножницы, нитки, иглы ручные, мел, швейные машины, утюг.
Продолжительность занятия: 90 минут
Ход урока
1. Вводная часть
Организационный момент
На экране высвечивается тема урока (слайд 1)
2. Основная часть.
Изложение нового материала учителем.
Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.
Лоскутная техника - удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. Ставя на изделие заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделия из лоскутков.
Сообщение учащимися исторических сведений.
1 учащийся: Техника сшивания ткани и кожи на Руси появилась с незапамятных времен. Особую популярность она приобрела во второй половине 19 века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. Оставшиеся от раскроя лоскутики экономные хозяйки тоже пускали в дело.
Почти в каждой крестьянской семье можно было увидеть веселые разноцветные лоскутные одеяла, наволочки для подушек, разноцветные яркие коврики и многое другое. Если внимательно всмотреться в выполненную работу то можно судить не только о вкусе рукодельницы, но и определенном ее настроении, о чем она думала.
2 учащийся: Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время считалось признаком бедности. И лишь в 70-е годы 20 века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет.
Изделия из лоскутков впитали в себя дух и непосредственность, присущие традиционным, произведениям народного искусства. Пэчворк - так по научному называется лоскутная техника - популярен и сегодня. Он продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты: лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильными лоскутами. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы. Создаются творческие объединения: например, ивановские клубы «Русский стиль» и «Лоскутная мозаика». В городе Иванове каждые два года проводится Всероссийская выставка- конкурс «Лоскутная мозаика России».
Учитель: Чем же так привлекателен пэчворк? Ответы учащихся ...
Вывод: В первую очередь своей доступностью и разнообразием. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек. (слайд 2, 3, 4, 5)
В тетради учащиеся заполняют таблицу (Приложение №2) Материалы для лоскутного шитья.
Для шитья из лоскутков используются различные ткани и особенно полотняного переплетения. Это большая часть хлопчатобумажных тканей ( ситец, бязь, сатин), льняные, полульняные, шерстяные и др. Достаточно хорошо используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую поверхность, долговечны, легко стираются.
Лоскутное изделие может быть изготовлено из шерстяных или шелковых тканей и даже из обрезков трикотажа.
Отделочные материалы.
В работу могут пойти не только ткани, но и различные виды отделки: пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, кусочки меха, кожи, пуговицы все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.
Инструменты и приспособления.
Лоскутное шитье и стежка требуют минимум специальных инструментов: ручные иглы, нитки, сантиметровая лента, мел, ножницы, булавки, наперсток.
Оборудование.
К оборудованию относятся: утюг – для утюжильных работ, для машинных работ- швейная машина.
Впервые взявшись за шитье из лоскутов, выдирайте узор проще. Быстрый способ определить сложность лоскутного узора – подсчитать количество лоскутов в рисунке: чем их больше, тем сложнее рисунок (запись в тетрадь) (слайд 7, 8, 9)
Организация рабочего места. Правила техники безопасности (учащиеся записывают в тетрадья).
Инструменты и приспособления располагаются справа от работающего, а материалы слева.
Инструменты хранятся в специальной коробке.
Все материалы должны быть хорошо отутюжены.
Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.
Во время работы сидят прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
Изделие находится от глаз работающего на расстоянии 30-40см.
После окончания работы убрать инструменты к коробку
3. Практическая работа.
Учащиеся изготавливают прихватку или подушку, для которой понадобится: (слайд 10,11)
- лоскутки ткани серого, голубого и темно- синего цвета
- хлобчатобумажные нитки № 40-50
- ватин или синтипоном.
Порядок работы
Выкроить из ткани серого цвета 2 квадратные детали размером 6см на 6 см и 2 полоски шириной 4 см.
Из ткани голубого цвета выкроить 6 полосок шириной 4 см.
Из ткани темно- синего цвета - 9 полосок шириной 4 см.
Перед тем как приступить к сшиванию деталей, сложите их в предложенном порядке, чтобы посмотреть, как будет изделие в готовом виде.
Самостоятельная работа учащихся по изготовлению прихватки с использованием просмотра технологической последовательности (слайд 11-17)
В ходе практической работы проводится физкультминутка.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
4. Заключительная часть.
Закрепление:
- Что можно изготовить из лоскутков?
- Как определить сложность лоскутного узора?
- Как надо сидеть во время работы?
Анализ выполненной работы.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: закончить начатую работу.
Уборка рабочего места.
Литература:
- Нестерова Д.В. «Энциклопедия рукоделия» ООО «Издательство АТС» 2007г.
- «Все о рукоделии» изд. «Внешсигма» 1999г.
- Пэчворк: изделия и одежда из лоскутиков. Издательский дом «Ниола XXI век».
- Магия лоскутка. Изд. Vogie, 1994 г.