Цели:
- развивать у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности;
- развивать связную устную речь учащихся;
- расширять и обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к литературному чтению; формировать коммуникативные компетентности: уважение друг к другу, умение слушать, сопереживать.
Оборудование: выставка книг, карточки с пословицами, карточки-телеграммы, магнитофон, аудиокассета, портреты писателей.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Почему вы такие нарядные, веселые сегодня?
- Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашего урок. (Тема урока пока закрыта). (Предположения детей).
- Итак, главные гости сегодня - его величество Русский Язык и Чтение.
2. Введение в тему.
- Ребята, в народе издавна говорят: «Грамоте учиться всегда пригодится». Как вы понимаете эту пословицу? (Т.е. научиться читать и писать).
- А какие предметы помогают нам овладеть грамотой? А может и не нужно нам изучать русский язык? (Ответы детей).
- Я вам сейчас прочитаю отрывок из письма известного писателя С.Я. Маршака к ученику Коле Бирюкову. (Чтение письма учителем).
«Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять для чего нужно изучать причастия. Ведь русский язык ты и без того знаешь.
Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Но такого человека легко сбить с толку. Он может не заметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил русского языка и не знает, что правильно и что неправильно.
Да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять, отдельные слова в предложении он научился бессознательно, как научился ходить.
Этого знания языка хватает ему для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, - вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.
Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе.
Кроме того, она учит нас правильно писать.»
- А вас убедил автор, что нужно изучать грамматику?
- Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся писатели.
1 ученик:
«Русский язык настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой» (Лев Николаевич Толстой).
2 ученик:
«О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (Иван Сергеевич Тургенев)
3 ученик:
«Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат» (А.П. Сумароков)
- Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
- А что такое русский язык? Русский язык – это национальный язык русского народа.
3. Чтение текста «Язык».
- А сейчас послушайте внимательно текст «Язык». (Чтение текста учащимися наизусть).
«Знаменитый баснописец древний Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать. хитрить. ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.»
- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть в свете? Как понять это противоречие?
Учитель:
- Язык – к знанию ключ. Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота».
- Слово – загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобрать до конца. К этим загадкам нужно относится бережно, правильно писать, произносить. Слова – строительный материал, кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай. Правда это будут словесные здания..
- В речи человека отражена культура, воспитанность. Эстетика речи состоит из правил произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений, ясности, доступности, чистоте (нет слов паразитов), яркости.
- Ребята, давайте стремиться к этому.
4. Языковая разминка.
- Ребята, давайте с вами немного отдохнем, ведь у нас уже есть знания русского языка.
- Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стол, стог, стоп, сток, стон).
- Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком).
- Что стоит посередине Волги? (Буква Л).
5. Работа с фразеологизмами.
- Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством, употреблять в своей речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, чтобы наша речь стала выразительной и красивой. Нужно вам объяснять значения этих слов? Сила слова беспредельна.
- Как вы понимаете значение этих фразеологизмов?
Язык проглотил
Язык прикусить
Найти общий язык
Сорваться с языка
Язык не поворачивается.
Физминутка.
Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Клоуны». Для этого встаньте свободно между партами и по моему сигналу выполняйте следующие команды:
- брови свести и развести;
- глаза прищурить, затем широко открыть;
- губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать;
- шею максимально вытянуть, затем опустить;
- плечи максимально свести и развести;
- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учебе.
- А сейчас мы с вами ребята немного отдохнем и выполним психологическую физминутку под музыку Шопена. Она нам поможет стать более внимательными, наблюдательными, научит понимать друг друга без слов, сопереживать и помогать друг другу. Называется она «Близнецы». У этой игры есть очень важное условие: во время нее нельзя разговаривать, задавать вопросы. Встаньте между партами, положите друг другу руки на плечи и закройте глаза. По моему сигналу выполняйте следующие упражнения:
- присесть;
- встать;
- встать на носочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми упражнениями.
6. Беседа о чтении.
- Конечно, нас учит правильно говорить не одна грамматика. Надо читать хорошие книги. Кто много читает, тот много знает.
- О чем нам рассказывают книги?
- О книге известно много пословиц и загадок.
- А сейчас мы с вами проведем конкурс «Собери пословицу».
|
|
|
|
мост в мир знаний. |
|
|
|
|
ума наберешься. |
|
|
|
|
век не тужить. |
|
|
|
|
а знания из книг. |
|
|
|
|
а в не счастье утешает. |
7. Конкурс «Телеграмма».
- Давайте с вами проверим, знаете ли вы сказочных персонажей, от которых пришли телеграммы.
- «Хвост нашли, плакать перестал» (Иа, Алан Милн, «Вини-Пух»)
- «Ключ достал. Скоро буду» (Буратино)
- «В гости не прилечу. Мотор забарахлил».
- «Купила самовар. Приглашаю к чаю». (Чуковский)
- «Обязуюсь впредь мыть посуду».
- «Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла».
8. Беседа о книгах.
- Кто пишет для вас интересные и увлекательные книги? (Писатели).
- Каких детских писателей вы знаете и любите? (Ответы детей).
9. Творческая работа.
- Мы сегодня с вами говорили о родном языке и ваших любимых книгах.
- А какие книги вы читаете сейчас? Кто автор? Напишите об этом на ваших листочках, укажите название, автора, выполните иллюстрацию.
10. Рефлексия.
- Что вам больше запомнилось на нашем занятии?
- Что было интересным для вас?
- Что понравилось?