Цель урока.
- Научить детей по результатам исследовательской деятельности и физического опыта находить взаимосвязь жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления).
- Формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение.
- Воспитание у учащихся бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе.
Задачи урока.
- Формирование у учащихся целостной картины окружающей их природной и социальной среды и определение их места в этой среде как личности.
- Систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.
- “Открытие” школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сейчас урок окружающего мира. Тема урока: “Давай знакомиться, мир”. На предыдущих уроках мы с вами уже успели познакомиться с миром звёзд, миром животных, миром насекомых, миром гор, миром воды.
Сегодня мы вместе будем открывать мир человека. Каждый из миров устроен по-своему и живёт по своим собственным законам. Но существуют они изолированно друг от друга или же нужны друг другу. Это и предстоит нам сегодня выяснить.
Итак, вперёд, к открытию мира человека.
- Повторение изученных ранее учащимися представлений о многообразии объектов космического пространства.
Мы долго путешествовали в космическом пространстве и сегодня возвращаемся на нашу планету Земля. Что вы запомнили из нашего путешествия?
Учащийся: Солнечная система начала образовываться 5 миллиардов лет назад. Первым образовалось солнце, затем появились планеты. (2-й слайд - 5 секунд)
Учащийся: В Солнечную систему входит 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (3-й слайд -5 секунд)
- Формирование навыков нравственного поведения в обществе на примере раскрытия смысла слова “здравствуй”
Учитель: Мы уже подлетаем к Земле. Путешествие было долгим и все уже успели соскучиться по земным жителям.
- А что говорят люди, когда встречаются друг с другом? (Здороваются)
- Что означает слово “здравствуй”? (Пожелание жизни и здоровья)
- Поздороваться можно кивком головы, словами, рукопожатием.
Физминутка
Перед вами ваши ладошки. На них вам надо изобразить того человека, с кем в первую очередь вам захотелось бы поздороваться, по кому скучали. (Обсуждение рисунков).
- Определение значимости старших членов семьи в жизни ребёнка.
Многие из вас нарисовали мам, почему? (мультимедийная презентация фотографий мам).
(Ответы детей). Во время ответов детей демонстрируются слайды № 4,5,6,7 по 10 секунд каждый.
(Вывод). Учащийся: Мама – первый человек, который нам открывает разные миры: мир природы, мир человека.
- Посмотрите на фотографии ваших мам. Что в них общего?
Учащийся: У всех мам красивые глаза, они излучают любовь и доброту.
- Освоение детьми открытых позиций “Кем может быть человек?”
- А каким образом человек может приносить радость и пользу другим людям?
Учащийся: Для этого человек должен получить профессию. Тогда строитель построит много домов, врач вылечит болезнь, учитель даст знания, спасатели придут на помощь в беде. (Слайд № 8)
- Из ваших рисунков я узнала, что среди ваших родителей есть и продавцы, и строители, и агрономы, и врачи. Все они приносят пользу остальным людям. (Показ слайда № 8 - 10 секунд)
- Подведение итогов исследовательской работы групп детей по теме: “Кем может быть человек?”, с целью выявления профессий тех людей, которые работают с ними в школе”.
Первооткрывателями разных миров, конечно же, являются ваши родители, но в этом году вы стали членами ещё одной большой и дружной школьной семьи. В этом втором доме, под названием “школа”, есть люди, которые будут помогать вам знакомиться с миром, который вас окуржает. Кто же это? Для ответа на этот вопрос группы наших маленьких корреспондентов отправились к сотрудникам школы с вопросами:
- Кем вы работаете в школе?
- Какую пользу приносит ваша профессия людям?
-Давайте посмотрим, что из этого получилось?
(Мультимедийная фотопрезентация работ групп корреспондентов с комментариями детей. Слайды № 9,10,11 по 5 секунд каждый)
Учащийся: Валентина Ивановна – наша мед.сестра. Она делает прививки и перевязывает ранки. Её профессия приносит нам пользу, так как она заботится о нашем здоровье. (Слайд № 9).
Учащийся: Лариса Геннадьевна – наша физиомедсестра. Если кто-то из детей простудился, то она с помощью специальных приборов его полечит. Её профессия помогает детям быстрее выздороветь. (Слайд № 10).
Учащийся: Светлана Юрьевна – школьный библиотекарь. Она помогает детям выбрать нужную книгу. В читальном зале предложит почитать детям интересные журналы и книги. Её профессия прививает нам любовь к чтению. (Слайд № 11).
Вывод: Каждый сотрудник нашей школы с помощью своей профессии приносит радость и пользу людям. Одни учат, другие лечат. Но все вместе они заботятся о нас, самых маленьких членах большой школьной семьи.
- Развитие у детей интереса к будущим профессиям с целью воспитания у них сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Ребята, когда вы вырастете, то тоже будете открывать разные миры таким же детям как вы, будете приносить им радость и пользу.
Открою вам маленький секрет, я уже сейчас знаю, что кто-то из вас мечтает стать артистом цирка, а кто-то поэтом, который будет воспевать в своих стихах нашу малую родину – Кубань, как наши кубанские поэты, а кто-то будет спасать другие жизни и станет спасателем, как мечтает Остапенко Валера.Но готовиться к этим добрым делам надо уже сейчас: хорошо учиться, укреплять своё здоровье.Так, к профессии “спасатель” готовятся ребята 12-13 лет в специальных юношеских спасательных лагерях.
(Видеоролик подготовки детей к профессии спасатель-10 секунд. Видеоролик можно взять у автора.)
-Ребята, мы с вами только начинаем открывать мир Человека, но какое самое важное открытие вы уже сделали для себя?
Учащийся: Человек должен своими поступками и добрыми делами приносить радость и пользу другим людям, все люди должны заботиться друг о друге.
Физминутка
Врывается волшебница. (ученица старшего класса)
Волшебница: Что я слышу? Люди заботятся о людях? Значит мир человека самый главный? Замечательно!!! А другие миры вам не нужны? Вы, люди, сможете обойтись без мира воды, гор, животных? Да?
Ага, не знаете! Я – Чёрная волшебница. Я хозяйка всех миров, которые спрятаны в этих звёздах. Чем больше я их разрушу, тем сильнее становлюсь. Я могу разрушить любой из миров, если вы мне не докажете, что все миры связаны между собой и нужны друг другу. Звезду будет получать тот, на кого укажет моя звёздная палочка.
(Волшебница ходит по рядам и выбирает детей для задания)
Первая звезда – это мир воды. (13-й слайд -10 секунд)
Учащийся:
- Озёра, реки, моря, океаны – это дом для многих рыб, растений и животных.
- Люди пьют воду, готовят еду, стирают вещи в воде , купаются в ней.
- Человек использует в пищу многие рыбы и растения, перевозит грузы и людей из одной страны в другую, заботится о редких водных обитателях, так что все эти миры нужны друг другу.
Волшебница: Ваша взяла. Забирайте звезду. Ничего, не всё ещё потеряно!
Мир гор.
Учащийся: Посмотрите на эти красивые горы. Это наши родные Кавказские горы. Они дают кров таким животным, как волки и медведи, лисы и зайцы, а ещё горы –это родной дом для такого большого и редкого животного, как зубр. Человек не только наслаждается чистым воздухом, не только использует в своих целях деревья и растения, но и заботится обо всех обитателях гор, создавая заповедники, как этот Кавказский горный заповедник. (14-й слайд)
Богата Кубанская земля. Есть на окраине города Темрюка гора Миска, гора напоминает огромную миску, поэтому так и названа. Это грязевой вулкан. Он извергается грязью.
Волшебница: Ха, я вам сейчас устрою извержение. Я уменьшу эту гору и перенесу её сюда. Смотрите. (Выносит на подносе макет горы, сделанный из солёного теста). А теперь извержение.
(Физический опыт: В жерло вулкана насыпана сода, а волшебница льёт туда уксус, окрашенный в серый цвет, происходит всем знакомая реакция, пена вытекает из жерла вулкана).
Фу, какая гадость. Ну и кому нужна эта грязь? Давайте я уничтожу все вулканы, они мне спать мешают.
Учащийся: Это лечебная грязь и человек использует её в лечебных целях. Мир гор нужен миру человека, миру растений , воды и животных.
Волшебница: Ну и ладно, я ещё сильна.
Мир леса.
Учащийся: Лес - это дом для растений, животных, грибов. В лесных озёрах водится рыба. Человек не только пользуется выросшими в лесу растениями и охотится на некоторых животных, но и бережно относится к лесу. (15-й слайд – 10 секунд)
Волшебница: Я чувствую, как тают мои силы.
Мир животных.
Учащийся: Посмотрите на этих красивых домашних и диких животных. Всем им нужна вода, пища, природное жильё и забота человека, а это значит, что все миры связаны между собой и не могут существовать по отдельности. (16-й слайд-10 секунд)
Волшебница: О, ужас. Но у меня ещё есть шанс на спасение. (Заискивающим голосом). Деточки, у меня есть ещё одна звезда: самая главная, самая сильная - это мир Человека. Давайте я разрушу все остальные миры и оставлю только мир Человека, и вы будете единственными на планете Земля. Хотите?
Дети: Нет! Человек должен не разрушать, а помогать всему тому, что его окружает.
Волшебница: Ладно, ваша взяла, я столько много сегодня поняла и не хочу быть Чёрной волшебницей, я хочу стать человеком, найти друзей, а то так скучно жить – всё время гадости творить. Можно вы будете моими друзьями?
Дети: Да.
Волшебница: Я посижу в сторонке, отдохну.
(17 слайд-15 секунд)
Учитель: Ребята, сегодня вы стали настоящими первооткрывателями, спасли миры от уничтожения злой волшебницы. Давайте подведём итог. Как же должен существовать мир Человека?
Учащийся:
- Мир Человека не может обойтись без мира воды, леса, животных, гор.
- Каждый из миров не выживет по отдельности, они нужны друг другу.
- Мир Человека должен жить с остальными мирами мирно, дружно, к новым открытиям идти дорогой добра, не причинив никому боли и зла.
Учащийся:
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Все:
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Учитель: Спасибо за урок.
Комментарий-пояснение к уроку.
Принцип действия проекта основан на использовании мультимедийной презентации на следующих этапах урока:
- повторение пройденного материала;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного материала на уроке.
Для оформления слайдов использовался как материал, заимствованный из Интернета (сайт МЧС), так и рисунки и фотографии учащихся данного класса, а так же фотоматериал, подготовленный самими детьми в ходе исследовательской работы.
На уроке был показан видеоролик о профессии спасатель, к которой готовят подростков в детских спортивных лагерях, взятый из Интернета, официального сайта МЧС, имеющий своей целью воспитание сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийное оборудование
- Макет грязевого вулкана
- Уксус, сода
- Цифровой фотоаппарат для подготовки фотоматериалов в ходе исследовательской деятельности учащихся
Список использованной литературы:
- Программа “Перспективная начальная школа” по окружающему миру.
- Программа “Открытие мира”. Л.И.Айдарова “Познание окружающего мира и развитие творческих способностей у детей”.
- Л.И.Айдарова “Ставим опыты вместе с детьми”.
- Адрес в Интернет: http// www mchs.gov.ru