Основные цели внеклассной работы – развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.
Основные формы внеклассной работы: кружковые занятия, вечера, олимпиады, викторины, игры и т.д.
Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство подростков. В ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Наблюдения показывают, что многие учащиеся, даже слабые, в свободное время охотно принимают участие в проведении игровых занятий и вечеров. Особенно тщательно должна продумываться организация математических игр и вечеров для учащихся.
В качестве элементов математической игры может быть использована игра для 7–8 классов "Конкурс эрудитов – Смекалистый".
В организации игры очень важно создать условия для: активизации и развития познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.); повторения и закрепления знаний, приобретаемых на уроках и кружке. Расширения кругозора и математической культуры учащихся. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе конкурса, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Цели конкурса:
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
- Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках и кружке.
- Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе конкурса, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
- Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
Подготовительный этап:
- Заранее из числа желающих участвовать в игре создаются четыре команды по 6 человек;
- Участники, придумывает название команды и составляют эмблему, которую должны будут представить.
- В каждой команде назначается капитан, который во время игры ведет учет заработанных очков, следит за соблюдением командой всех правил конкурса.
Оборудование:
- ручки, фломастеры;
- бумага для записи ответов (каждой команде);
- распечатанные задания ребусы, кроссворды
Ход конкурса
Ведущий. Добрый день уважаемые знатоки математики! Мы рады вас приветствовать. Сегодня вам представиться возможность продемонстрировать свой интеллект, знания математики, догадливость и смекалку. Послушайте, пожалуйста, внимательно правила действующие на нашем конкурсе:
Участники команд, должны уважать друг друга и соблюдать тишину, во время проведения конкурсов.
Внимательно слушать задания ведущего,
За несоблюдение этих требований будет сниматься 1 балл за каждое нарушение. Ребята к нам в гости приглашены Ерофеева Алла Владимировна, Тучкова Марина Евгеньевна, Субботина Валентина Николаевна их мы и попросим представлять наше жюри.
1-й конкурс “Представления команд”
Начинается наш конкурс с представления команд, (команды представляются по очереди, отдавая эмблему жюри, которое оценивает эстетичность оформления, оригинальность названия эмблемы)
2-й конкурс называется “разминка”
Командам будут зачитаны вопросы, на которые они будут отвечать как можно быстрее, сигнализируя поднятой карточкой.
Вопросы:
- Вторая степень числа. (Квадрат.)
- Запись, содержащая числа и буквы. (Выражение.)
- Арифметическое действие из семи букв. (Деление.)
- Чертежный инструмент из семи букв. (Циркуль.)
- Величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость.)
- Современный арифмометр. (Калькулятор.)
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, проведенный под прямым утлом. (Высота.)
- Геометрическая фигура из семи букв. (Квадрат.)
- Как называется число, указывающее положение точки на координатном луче? (Координата.)
- Назовите число, которое делится на все числа без остатка. (Нуль.)
- Какую страну Европы ее жители называют ;'наш шестиугольник"? (Францию.)
- Сотая часть числа из семи букв. (Процент.)
3-й конкурс называется “Кроссворд”
Каждая команда получит кроссворд с вопросами на разгадывание его ограничено время 5 мин. (за каждое правильно отгаданное слово 1 балл, время пошло)
Номер для болельщиков и команд (фокус с карточками).
Слово предоставляется жюри.
4-й конкурс “Китайская головоломка”
Немного истории: эта игра, пришла к нам из Китая; ее поэтому часто называют “Китайской головоломкой” Зародилась она еще в глубокой древности: 4000 лет тому назад. Это вероятно самая старая игра в мире – старше, чем шахматы. Китайцы с помощью этой игры обучали детей геометрии.
Ну, а теперь задание: Перед каждой командой лежит квадрат, собранный из семи отдельных кусочков. Из этих семи кусочков вы сейчас и будите складывать разные фигурки. А чтобы вы не думали, что это так легко. Сломайте тот квадрат, который перед вами и соберите вновь. Думаю, что у вас это получиться, но не сразу. Фигуры, которые вам необходимо собрать вам уже положили на стол. Всего можно заработать на этом конкурсе 7 баллов. Чем точнее вы расположите фигурки, собирая рисунок, тем больше баллов вы получите, но все–таки рамки нашего конкурса вынуждают нас ограничить ваше время 5 мин. Пожалуйста, приступайте.
5-й конкурс “Домашнее задание”
Заранее каждая команда класса получила вопрос, на который нужна была подготовка, проверим, как команды справились с этим конкурсом?
Начнем с 7 Г класса. Прочитайте вопрос и дайте ответ на поставленный вопрос. За правильность ответа каждая команда может получить 3 балла.
Мы часто говорим: "'Время истекло". Откуда возникло это выражение?
Ответ: Это выражение возникло при употреблении водяных часов. Изобрели их египтяне. Водяные часы могли показывать время и ночью. Их так и называли "ночные часы". Ночные часы –это сосуд, из которого через отверстие постепенно вытекает вода. Отверстие такое, что вся вода вытекает ровно через час. Потом нужно сосуд заполнять водой.
7 В класс:
– Где, кем и когда был изобретен Юлианский календарь, которым пользовалась наша страна до 1917 года? Почему он так назывался?
Ответ: Юлианский календарь был изобретен египтянами. Это один из самых древних календарей. В египетском году было 365,25 суток. Он был таким удачным, что им стали пользоваться и другие народы. Римский император Юлий Цезарь еще в 46 году до начало нашего летосчисления ввел египетский календарь в древнем Риме. С тех пор его называют Юлианским календарем. По нему жила и наша страна до 1917 года.
7 Б класс:
– Кем и когда была издана на Руси книга "Арифметика"? Какой русский ученый назвал ее "вратами своей учености"?
Ответ: Книга '"Арифметика" была написана Магницким. Она была издана при Петре I в 1703 году. Великий русский ученый Ломоносов М.В. знал эту книгу наизусть и называл ее "'Вратами своей учености".
7 А класс:
– В каком году, и какой единственный значок в русском языке назывался цифрой? Почему изобретение этого значка считается важным открытием? Где ему установлен памятник?
Ответ: 200 лет назад цифрой в русском языке назывался один единственный значок – нуль. Это слово родилось от латинского слова "нулла" – что означает "никакая". С изобретением этого значка, написанная цифра стала зависеть от ее места в числе. Например, 405 – четыре сотни, а 41 – четыре десятка. Сами цифры, как и 0, были изобретены в Индии важное значение имеет нуль и потому, что от него ведется отсчет. В Венгрии в Будапеште около глав почтамта нулю установлен памятник: нуль установлен на пьедестале.
Пауза для команд и зрителей (Фокус с кубиками).
Слово предоставляется жюри
6-й конкурс “Капитанов”
Капитанам задается 5 вопросов, на которые ответ один и тот же, чем раньше капитан разгадает ответ, тем больше очков получит команда. Задавать вопросы я начинаю с 5 баллов, если ответ последует сразу после 1 вопроса, то капитан заработал 5 баллов. С каждым последующим вопросом, капитан будет терять 1 балл.
Приглашается капитан 7 А класса.
Вопросы капитанам:
(Первому капитану)
Вопрос 1.
- Величайший древнегреческий математик (III в. дон. э.).
- Оказал огромное влияние на развитие математики, в частности геометрии.
- Его труды служили учебниками на протяжении двух тысячелетий.
- Русский математик Николай Иванович Лобачевский создал геометрию, которая изменила представления об элементарной геометрии.
- Автор знаменитого трактата "Начала",посвященного элементарной геометрии, теории чисел.
(Евклид)
(Второму капитану)
Вопрос 2.
- Если бы изобретатель этого был бездарен, он бы такого выдумать не мог.
- Фамилия изобретателя говорит нам о цвете его изобретения,
- Пушкин собирался описать это изобретение в"Сценах из рыцарских времен", но не успел.
- На самом деле это изобретение уже давно сделали китайцы.
- В это изобретение входят три компоненты – селитра, сера и уголь.
(Порох)
(Третьему капитану)
Вопрос 3.
- Французский философ, математик и физик, живший 1596–1650 годах.
- Он создал основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, метод координат.
- Он осуществил связь алгебры с геометрией.
- В шестом классе нами изучался материал, связанный с расположением точки на плоскости.
- Прямоугольную систему координат часто называют по его имени.
(Репе Декарт)
(Четвертому капитану)
Вопрос 4.
- Финикийцы называли это Эсмхун и утверждали, что на это указывает рука бога.
- Через несколько тысяч лет это потеряет свое значение.
- Этим именем называлось минимум два альманаха, один из которых издавался в Петербурге, а другой в Лондоне лет сорок спустя.
- Когда португальские мореплаватели не заметили этого на небе, они перепугались до полусмерти.
- Если провести линию через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, непременно на это наткнешься.
(Полярная звезда)
Пауза для команд и зрителей (Фокус отгадывания числа и месяца рождения)).
Раздать Ребусы для зрителей-болельщиков команд (чем больше болельщики угадают ребусов, смогут на 2 балла за каждое слово пополнить “копилку” своей любимой команды).
7-й конкурс “Смекалистый”
Употребляя цифру 7 по 4 раза расставляя знаки действия и скобки, представьте числа от 1 до 10 включительно. (1 балл за каждое правильно составленное математическое выражение, время ограниченно 1о мин). Листы с заданием даны командам – время пошло.
8-й конкурс “Веселый тест”.
Как выполнять тесты вы уже знаете, необходимо на листочке написать, букву верного, по вашему мнению, ответа, (за каждый правильный ответ 1 балл)
Пауза для команд и зрителей (Фокус отгадывания числа из трех цифр) слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение команд.
Литература:
- Нестандартные уроки математики 5–7-е классы. Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград: ООО “Экстремум”, 2004. – 124 с.
- Агеев И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Творческий центр. М., 2005. – 156 с.
- Депман И.Я. Мир чисел. – Л.: Детская литература, 1975. – 215 с.