Интеллектуальный конкурс для учащихся 7-х классов "Конкурс эрудитов – смекалистый"

Разделы: Математика


Основные цели внеклассной работы – развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.

Основные формы внеклассной работы: кружковые занятия, вечера, олимпиады, викторины, игры и т.д.

Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство подростков. В ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Наблюдения показывают, что многие учащиеся, даже слабые, в свободное время охотно принимают участие в проведении игровых занятий и вечеров. Особенно тщательно должна продумываться организация математических игр и вечеров для учащихся.

В качестве элементов математической игры может быть использована игра для 7–8 классов "Конкурс эрудитов – Смекалистый".

В организации игры очень важно создать условия для: активизации и развития познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.); повторения и закрепления знаний, приобретаемых на уроках и кружке. Расширения кругозора и математической культуры учащихся. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе конкурса, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Цели конкурса:

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
  2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках и кружке.
  3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
  4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе конкурса, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
  5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Подготовительный этап:

  1. Заранее из числа желающих участвовать в игре создаются четыре команды по 6 человек;
  2. Участники, придумывает название команды и составляют эмблему, которую должны будут представить.
  3. В каждой команде назначается капитан, который во время игры ведет учет заработанных очков, следит за соблюдением командой всех правил конкурса.

Оборудование:

  • ручки, фломастеры;
  • бумага для записи ответов (каждой команде);
  • распечатанные задания ребусы, кроссворды

Ход конкурса

Ведущий. Добрый день уважаемые знатоки математики! Мы рады вас приветствовать. Сегодня вам представиться возможность продемонстрировать свой интеллект, знания математики, догадливость и смекалку. Послушайте, пожалуйста, внимательно правила действующие на нашем конкурсе:

Участники команд, должны уважать друг друга и соблюдать тишину, во время проведения конкурсов.

Внимательно слушать задания ведущего,

За несоблюдение этих требований будет сниматься 1 балл за каждое нарушение. Ребята к нам в гости приглашены Ерофеева Алла Владимировна, Тучкова Марина Евгеньевна, Субботина Валентина Николаевна их мы и попросим представлять наше жюри.

1-й конкурс “Представления команд”

Начинается наш конкурс с представления команд, (команды представляются по очереди, отдавая эмблему жюри, которое оценивает эстетичность оформления, оригинальность названия эмблемы)

2-й конкурс называется “разминка”

Командам будут зачитаны вопросы, на которые они будут отвечать как можно быстрее, сигнализируя поднятой карточкой.

Вопросы:

  1. Вторая степень числа. (Квадрат.)
  2. Запись, содержащая числа и буквы. (Выражение.)
  3. Арифметическое действие из семи букв. (Деление.)
  4. Чертежный инструмент из семи букв. (Циркуль.)
  5. Величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость.)
  6. Современный арифмометр. (Калькулятор.)
  7. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, проведенный под прямым утлом. (Высота.)
  8. Геометрическая фигура из семи букв. (Квадрат.)
  9. Как называется число, указывающее положение точки на координатном луче? (Координата.)
  10. Назовите число, которое делится на все числа без остатка. (Нуль.)
  11. Какую страну Европы ее жители называют ;'наш шестиугольник"? (Францию.)
  12. Сотая часть числа из семи букв. (Процент.)

3-й конкурс называется “Кроссворд”

Каждая команда получит кроссворд с вопросами на разгадывание его ограничено время 5 мин. (за каждое правильно отгаданное слово 1 балл, время пошло)

Номер для болельщиков и команд (фокус с карточками).

Слово предоставляется жюри.

4-й конкурс “Китайская головоломка”

Немного истории: эта игра, пришла к нам из Китая; ее поэтому часто называют “Китайской головоломкой” Зародилась она еще в глубокой древности: 4000 лет тому назад. Это вероятно самая старая игра в мире – старше, чем шахматы. Китайцы с помощью этой игры обучали детей геометрии.

Ну, а теперь задание: Перед каждой командой лежит квадрат, собранный из семи отдельных кусочков. Из этих семи кусочков вы сейчас и будите складывать разные фигурки. А чтобы вы не думали, что это так легко. Сломайте тот квадрат, который перед вами и соберите вновь. Думаю, что у вас это получиться, но не сразу. Фигуры, которые вам необходимо собрать вам уже положили на стол. Всего можно заработать на этом конкурсе 7 баллов. Чем точнее вы расположите фигурки, собирая рисунок, тем больше баллов вы получите, но все–таки рамки нашего конкурса вынуждают нас ограничить ваше время 5 мин. Пожалуйста, приступайте.

5-й конкурс “Домашнее задание”

Заранее каждая команда класса получила вопрос, на который нужна была подготовка, проверим, как команды справились с этим конкурсом?

Начнем с 7 Г класса. Прочитайте вопрос и дайте ответ на поставленный вопрос. За правильность ответа каждая команда может получить 3 балла.

Мы часто говорим: "'Время истекло". Откуда возникло это выражение?

Ответ: Это выражение возникло при употреблении водяных часов. Изобрели их египтяне. Водяные часы могли показывать время и ночью. Их так и называли "ночные часы". Ночные часы –это сосуд, из которого через отверстие постепенно вытекает вода. Отверстие такое, что вся вода вытекает ровно через час. Потом нужно сосуд заполнять водой.

7 В класс:

– Где, кем и когда был изобретен Юлианский календарь, которым пользовалась наша страна до 1917 года? Почему он так назывался?

Ответ: Юлианский календарь был изобретен египтянами. Это один из самых древних календарей. В египетском году было 365,25 суток. Он был таким удачным, что им стали пользоваться и другие народы. Римский император Юлий Цезарь еще в 46 году до начало нашего летосчисления ввел египетский календарь в древнем Риме. С тех пор его называют Юлианским календарем. По нему жила и наша страна до 1917 года.

7 Б класс:

– Кем и когда была издана на Руси книга "Арифметика"? Какой русский ученый назвал ее "вратами своей учености"?

Ответ: Книга '"Арифметика" была написана Магницким. Она была издана при Петре I в 1703 году. Великий русский ученый Ломоносов М.В. знал эту книгу наизусть и называл ее "'Вратами своей учености".

7 А класс:

– В каком году, и какой единственный значок в русском языке назывался цифрой? Почему изобретение этого значка считается важным открытием? Где ему установлен памятник?

Ответ: 200 лет назад цифрой в русском языке назывался один единственный значок – нуль. Это слово родилось от латинского слова "нулла" – что означает "никакая". С изобретением этого значка, написанная цифра стала зависеть от ее места в числе. Например, 405 – четыре сотни, а 41 – четыре десятка. Сами цифры, как и 0, были изобретены в Индии важное значение имеет нуль и потому, что от него ведется отсчет. В Венгрии в Будапеште около глав почтамта нулю установлен памятник: нуль установлен на пьедестале.

Пауза для команд и зрителей (Фокус с кубиками).

Слово предоставляется жюри

6-й конкурс “Капитанов”

Капитанам задается 5 вопросов, на которые ответ один и тот же, чем раньше капитан разгадает ответ, тем больше очков получит команда. Задавать вопросы я начинаю с 5 баллов, если ответ последует сразу после 1 вопроса, то капитан заработал 5 баллов. С каждым последующим вопросом, капитан будет терять 1 балл.

Приглашается капитан 7 А класса.

Вопросы капитанам:

(Первому капитану)

Вопрос 1.

  1. Величайший древнегреческий математик (III в. дон. э.).
  2. Оказал огромное влияние на развитие математики, в частности геометрии.
  3. Его труды служили учебниками на протяжении двух тысячелетий.
  4. Русский математик Николай Иванович Лобачевский создал геометрию, которая изменила представления об элементарной геометрии.
  5. Автор знаменитого трактата "Начала",посвященного элементарной геометрии, теории чисел.

(Евклид)

(Второму капитану)

Вопрос 2.

  1. Если бы изобретатель этого был бездарен, он бы такого выдумать не мог.
  2. Фамилия изобретателя говорит нам о цвете его изобретения,
  3. Пушкин собирался описать это изобретение в"Сценах из рыцарских времен", но не успел.
  4. На самом деле это изобретение уже давно сделали китайцы.
  5. В это изобретение входят три компоненты – селитра, сера и уголь.

(Порох)

(Третьему капитану)

Вопрос 3.

  1. Французский философ, математик и физик, живший 1596–1650 годах.
  2. Он создал основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, метод координат.
  3. Он осуществил связь алгебры с геометрией.
  4. В шестом классе нами изучался материал, связанный с расположением точки на плоскости.
  5. Прямоугольную систему координат часто называют по его имени.

(Репе Декарт)

(Четвертому капитану)

Вопрос 4.

  1. Финикийцы называли это Эсмхун и утверждали, что на это указывает рука бога.
  2. Через несколько тысяч лет это потеряет свое значение.
  3. Этим именем называлось минимум два альманаха, один из которых издавался в Петербурге, а другой в Лондоне лет сорок спустя.
  4. Когда португальские мореплаватели не заметили этого на небе, они перепугались до полусмерти.
  5. Если провести линию через две крайние звезды ковша Большой Медведицы, непременно на это наткнешься.

(Полярная звезда)

Пауза для команд и зрителей (Фокус отгадывания числа и месяца рождения)).

Раздать Ребусы для зрителей-болельщиков команд (чем больше болельщики угадают ребусов, смогут на 2 балла за каждое слово пополнить “копилку” своей любимой команды).

7-й конкурс “Смекалистый”

Употребляя цифру 7 по 4 раза расставляя знаки действия и скобки, представьте числа от 1 до 10 включительно. (1 балл за каждое правильно составленное математическое выражение, время ограниченно 1о мин). Листы с заданием даны командам время пошло.

8-й конкурс “Веселый тест”.

Как выполнять тесты вы уже знаете, необходимо на листочке написать, букву верного, по вашему мнению, ответа, (за каждый правильный ответ 1 балл)

Пауза для команд и зрителей (Фокус отгадывания числа из трех цифр) слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение команд.

Литература:

  1. Нестандартные уроки математики 5–7-е классы. Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград: ООО “Экстремум”, 2004. – 124 с.
  2. Агеев И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Творческий центр. М., 2005. – 156 с.
  3. Депман И.Я. Мир чисел. – Л.: Детская литература, 1975. – 215 с.