Цели урока:
- Познакомиться с лексическим значением слов “храм” и “памятник” с помощью разных способов толкования
- Развивать умение выражать основную мысль
- Воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре и обогащать свою речь.
Тип: урок формирования знаний.
Вид: урок с применением ИКТ.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный пректор, экран
Литература:
- Данилова А.П., Данилов В.Д., Иванова Т.Н. Мой город (Путешествия по Чебоксарам). – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2004.
- Русский язык: уч. для 5 кл.общеобраз. учреждений /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А.Леканта.М.: Дрофа,2005.
На “до” и “ныне” время раздвоив,
Сквозь пряный
В липовом уборе город,
Врываюсь в Чебоксарский я залив,
Где в поздних сумерках
зажжется скоро
Блестящий шар фонтана над водой,
Вечерней ярмарки возникнет рокот,
Где фонарей над медленной, пустой
Лиловой гладью слышен
робкий шепот,
Где золотом сияют купола
Церквей,
парящих в темном плюше неба,
И где “Дорога к Храму” пролегла…
Как жаль, что ты в ту ночь
со мной там не был…
Л.Кубашина.
|
Ребята, каждый из вас не раз бывал в исторической
части нашего города, где, говоря лирическими строками поэтессы
Кубашиной, “…золотом сияют купола церквей, парящих в темном плюше
неба, и где “Дорога к Храму” пролегла…” Сегодня темой урока развития речи я выбрала тему “Храмы и памятники нашего города”. На уроке мы познакомимся с лексическим значением слов “храм” и “памятник”, будем учиться выражать основную мысль, подбирая для этого правильные слова и выражения, и стараться воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре, обогащая свою речь. И первое, что мы выясним, это значение слова “храм”. |
|
Вопрос классу | Как вы думаете, что означает это слово? | (Храм – это место, куда люди приходят молиться, просить прощения, где совершаются различные обряды: крещение, венчание, отпевание и др.) |
|
Давайте посмотрим, каково значение слова “храм” по толковому словарю. | |
|
Когда-то в нашем городе храмов было гораздо больше,
чем сегодня (только церквей было 15, а еще были монастыри). К
сожалению, многие храмы разрушились от времени, а некоторые были
снесены, попав в зону затопления. Но сегодня мы с вами видим, что
храмы вновь восстанавливаются, идет строительство новых. В каждом
районе нашего города есть свой храм. На картинке вы видите некоторые церкви (перечисляются названия церквей). |
|
Показ слайда с Введенским собором | С одним из храмов мы познакомимся поближе. Это
Введенский собор. О нем нам расскажет Дима Привалов. Давайте
внимательно послушаем, а после рассказа Димы я хотела бы услышать от
вас ответы на следующие вопросы:
|
-Это первый православный храм, первое каменное сооружение в честь введения во храм иконы Пресвятой Богородицы икона Владимирской Божьей матери |
|
Проведем лингвистическую работу со словом
“Введенский”. Конечно, вы обратили внимание на необычное написание
слова.
|
Введенский-введение- ввести в-(во-)- движение внутрь |
Дом. задание | Прежде чем мы сделаем паузу, я попрошу вас записать дом. задание в дневник. Дома вы продолжите работу над словом, его лексическим значением и обязательно поработаете со словарем. | Упр. 219, 220 |
Физкультминутка | Давайте немножко отдохнем. | |
Слово учителя | Продолжаем урок. Мы познакомились с лексическим значением слова “храм”. Но сегодня говорим не только о храмах, но и о памятниках нашего города. Скажите, почему мы так говорим - “памятник”? | Потому что память о ком-то или о чем-то |
|
Запишите лексическое значение слова в тетрадь.
У нас сегодня урок развития речи. Вспомните, какие еще есть способы определения лексического значения слова?
Кто выполнит разбор? Как определили корень? Что означает суффикс? О чем говорит окончание? Подбор однокоренных слов
|
Один ученик у доски выполняет разбор остальные
отвечают устно -ник – “лицо, профессия” память, памятливый, памятный |
Слайд с памятниками | Посмотрите на слайд с некоторыми памятниками нашего
города.
Ребята, помните, вы выполняли работу в тетрадях, составляли небольшие рассказы о достопримечательностях города Чебоксары. Есть ли среди ваших работ рассказы об этих людях (на слайдах)? Узнаете этих людей? Чем они знамениты? |
Ответы учеников: М.Горький, А.Г. Николаев, К.Иванов, И.Я. Яковлев |
Слайды с изображением памятника и предложений. | Я мышкой показываю на картинку, а вы отвечаете. Теперь проверим правильно ли отвечали и запишем в тетрадь и на доске предложения. | Запись предложений
|
Слайд: цели урока | Мы сегодня с вами плодотворно поработали, узнали что- то новое. Как вы думаете, а достигли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? |
|