Интегрированный урок развития речи (русский язык + "Мой город") "Храмы и памятники нашего города". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Познакомиться с лексическим значением слов “храм” и “памятник” с помощью разных способов толкования
  • Развивать умение выражать основную мысль
  • Воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре и обогащать свою речь.

Тип: урок формирования знаний.

Вид: урок с применением ИКТ.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный пректор, экран

Литература:

  1. Данилова А.П., Данилов В.Д., Иванова Т.Н. Мой город (Путешествия по Чебоксарам). – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2004.
  2. Русский язык: уч. для 5 кл.общеобраз. учреждений /М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А.Леканта.М.: Дрофа,2005.

На “до” и “ныне” время раздвоив,
Сквозь пряный
В липовом уборе город,
Врываюсь в Чебоксарский я залив,
Где в поздних сумерках
зажжется скоро
Блестящий шар фонтана над водой,
Вечерней ярмарки возникнет рокот,
Где фонарей над медленной, пустой
Лиловой гладью слышен
робкий шепот,
Где золотом сияют купола
Церквей,
парящих в темном плюше неба,
И где “Дорога к Храму” пролегла…
Как жаль, что ты в ту ночь
со мной там не был…
Л.Кубашина.

Презентация

  • Вступление учителя
  • Запись в тетрадь темы урока
  • Слайд с названием урока с целями урока
Ребята, каждый из вас не раз бывал в исторической части нашего города, где, говоря лирическими строками поэтессы Кубашиной, “…золотом сияют купола церквей, парящих в темном плюше неба, и где “Дорога к Храму” пролегла…”

Сегодня темой урока развития речи я выбрала тему “Храмы и памятники нашего города”.

На уроке мы познакомимся с лексическим значением слов “храм” и “памятник”, будем учиться выражать основную мысль, подбирая для этого правильные слова и выражения, и стараться воспитывать в себе стремление обращать внимание на непонятные слова, узнавать их значение в словаре, обогащая свою речь.

И первое, что мы выясним, это значение слова “храм”.

 
Вопрос классу Как вы думаете, что означает это слово? (Храм – это место, куда люди приходят молиться, просить прощения, где совершаются различные обряды: крещение, венчание, отпевание и др.)
  • Показ слайда со словом “храм”
  • Запись в тетрадь
Давайте посмотрим, каково значение слова “храм” по толковому словарю.  
  • Слово учителя
  • Показ слайда с храмами
Когда-то в нашем городе храмов было гораздо больше, чем сегодня (только церквей было 15, а еще были монастыри). К сожалению, многие храмы разрушились от времени, а некоторые были снесены, попав в зону затопления. Но сегодня мы с вами видим, что храмы вновь восстанавливаются, идет строительство новых. В каждом районе нашего города есть свой храм.

На картинке вы видите некоторые церкви (перечисляются названия церквей).

 
Показ слайда с Введенским собором С одним из храмов мы познакомимся поближе. Это Введенский собор. О нем нам расскажет Дима Привалов. Давайте внимательно послушаем, а после рассказа Димы я хотела бы услышать от вас ответы на следующие вопросы:
  • почему этот храм самый главный в городе?
  •  почему он так называется?
  • что является главной святыней этого храма?
-Это первый православный храм, первое каменное сооружение в честь введения во храм иконы Пресвятой Богородицы икона Владимирской Божьей матери
  • Слайд со словом Введенский
  • Запись в тетрадь
Проведем лингвистическую работу со словом “Введенский”. Конечно, вы обратили внимание на необычное написание слова.
  • Посмотрите в словаре морфем значение приставки в- с.281
  • Запишите эту словообразовательную цепочку в тетрадь
Введенский-введение- ввести
в-(во-)- движение внутрь
Дом. задание Прежде чем мы сделаем паузу, я попрошу вас записать дом. задание в дневник. Дома вы продолжите работу над словом, его лексическим значением и обязательно поработаете со словарем. Упр. 219, 220
Физкультминутка Давайте немножко отдохнем.  
Слово учителя Продолжаем урок. Мы познакомились с лексическим значением слова “храм”. Но сегодня говорим не только о храмах, но и о памятниках нашего города. Скажите, почему мы так говорим - “памятник”? Потому что память о ком-то или о чем-то
  • Слайд со словом “памятник”
  • Запись разбора по составу в тетрадь
Запишите лексическое значение слова в тетрадь.

У нас сегодня урок развития речи. Вспомните, какие еще есть способы определения лексического значения слова?

  • 1-й способ – по толковому словарю
  • 2-й способ- морфемный (разбор по составу).

Кто выполнит разбор? Как определили корень? Что означает суффикс? О чем говорит окончание?

Подбор однокоренных слов

  • 3-й способ- подбор синонимов
  • 4-й способ- объяснение с помощью рисунка, картинки
Один ученик у доски выполняет разбор остальные отвечают устно

-ник – “лицо, профессия”
“помещение”

память, памятливый, памятный
монумент

Слайд с памятниками Посмотрите на слайд с некоторыми памятниками нашего города.

Ребята, помните, вы выполняли работу в тетрадях, составляли небольшие рассказы о достопримечательностях города Чебоксары.

Есть ли среди ваших работ рассказы об этих людях (на слайдах)?

Узнаете этих людей? Чем они знамениты?

Ответы учеников: М.Горький, А.Г. Николаев, К.Иванов, И.Я. Яковлев
Слайды с изображением памятника и предложений. Я мышкой показываю на картинку, а вы отвечаете. Теперь проверим правильно ли отвечали и запишем в тетрадь и на доске предложения. Запись предложений
  • Пам...тник Андрияну Николаеву – пок...рителю косм...оса.
  • Памятник Ивану Яковлевичу Яковлеву, в...ликому чувашскому пр...св...тителю.
  • Памятник Максиму Горькому находит(?)ся на одноиме(нн,н)ой улице.
  • Памятник Константину Иванову, автору извес(тн,н)ой поэмы (Нарспи).
Слайд: цели урока Мы сегодня с вами плодотворно поработали, узнали что- то новое. Как вы думаете, а достигли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
  • Познакомились с лексическим значением слов “храм” и “памятник”
  • Потренировались выражать главную мысль
  • А работа над воспитанием стремления узнавать значение непонятных слов долгая и кропотливая, которая помогает обогащать свою речь