Профильное обучение является составной частью общей программы модернизации российского школьного образования, ориентированной на индивидуализацию, функциональность и эффективность образовательной сферы. Профилизация - это средство дифференциации обучения, перспективное направление образовательных изменений, ориентированное на повышение целесообразности и осмысленности обучения.
Определение положения географии в современной профильной школе исходит из понимания особого мировоззренческого характера предмета, ориентированного на формирование комплексного, полисистемного, социально-ориентированного представления о Земле и проблемах взаимодействия общества и природы в её пределах. На школьную географию ложится ответственность за формирование профессионального самоопределения, умений и навыков социально-ответственного поведения в природе и обществе. В то же время, наблюдается ухудшение позиций предмета в профильной школе. Несмотря на достаточный опыт профильного обучения географии в дореволюционный и советский периоды, предмет сейчас недостаточно востребован в профильной школе. Исходя из этого, усовершенствование профильного географического образования должно ориентироваться на деятельностное овладение компетенциями, помогать теснее увязывать географическое содержание с личностными и общественными потребностями, в которых приоритетом становятся навыки решения практических задач. Современное актуальное научное содержание, вариативно выстроенное в соответствии с профильной дифференциацией, а также компетентностный подход к оценке достижения его результатов, позволят географии ориентироваться на качественно новые результаты.
В то же время, возникает необходимость не только совершенствования структуры и содержания предмета, но и использования новых подходов к обучению, обеспечивающих решение проблемы несоответствия теоретических знаний и деятельностного применения их на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В качестве таких подходов к обучению в профильной школе выступают технологии обучения. В результате их применения программируется достижение устойчивого позитивного результата в усвоении ЗУН, способов деятельности, а также в формировании социально ценных форм, привычек поведения и развитие личности в целом. Применение технологий обеспечивает усовершенствование обучения не через увеличение объёма информации, а через создание дидактических и психологических условий осмысленности обучения, включения в него учеников на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности. Профильное обучение географии можно сделать более эффективным, а освоение географического содержания более привлекательным и доступным, если шире использовать деятельностные технологии. В противном случае, классический школьный предмет география будет вытеснен более перспективными и конкурентоспособными дисциплинами.
Максимально целесообразной для реализации деятельностного, личностно-ориентированного профильного обучения географии является технология проектной деятельности. Приоритеты её использования связаны с ориентацией на формирование способности учащихся использовать усвоенные ЗУН и способы деятельности в реальной жизни для решения проблемных ситуаций и практических задач. Эта технология создаёт условия для социального, социокультурного самоопределения и формирует не только компетенции и личностные качества, но и способность к социальному действию. В результате применения проектной технологии планируется не появление некоей суммы географических знаний, а умение применять их на практике в повседневной жизни, использовать для формирования разнообразных качеств личности и ключевых компетенций. Это обеспечит решение проблемы перенасыщения учащихся информацией, которая не становится знанием. Реализация географических проектов помогает придать теории практическую направленность и достигнуть более высокого образовательного результата. Также географическое проектирование ориентировано на формирование исследовательской активности и исследовательского поведения – важных качеств личности современного ученика. Применение технологии проектной деятельности соответствует требованиям стандарта географического образования, касающихся формирования навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа информации, умений выдвигать гипотезы, строить умозаключения и т.д.
Таким образом, проектирование принимает на себя функции формирования ключевых компетенций, осуществления мотивации обучения, профессиональной ориентации и развития личности ученика. Эффективность учебного проектирования подтверждается также высокими образовательными достижениями учащихся государств, обучение которых имеет многолетний успешный опыт использования проектной технологии наряду с традиционными подходами.
В целях обеспечения более полного и эффективного использования технологии в обучении географии разных профилей необходимо продолжать разграничение направлений географического проектирования. Среди уже имеющихся: комплексное (интегрированное), краеведческое, картографическое, геоэкологическое, физико-географическое, социально-экономическое, геополитическое, туристическо-рекреационное, культурологическое, страноведческое, историко-географическое. Дифференциация направлений географического проектирования продолжается в процессе его практической реализации.
В то же время, организация учебного географического проектирования имеет ряд недостатков, главным среди которых является отсутствие единой методики реализации. Это затрудняет целостное, системное, успешное применение проектной технологии в обучении географии и его рефлексию.
Методические условия реализации проектной технологии в обучении географии. Основным направлением повышения эффективности проектирования в целях реализации деятельностного компетентностного профильного обучения географии является разработка методических условий реализации проектной деятельности. Исходя из особенностей учебного проектирования, комплексного содержания школьной географии и её интегративной сущности были определены методические условия успешной реализации географических проектов:
- Пропедевтическая организация самостоятельной деятельности учащихся в целях перспективной реализации проектов. Самостоятельная деятельность включает в себя: практические, дифференцированные работы; работу с дидактическим и картографическим материалом; лабораторные работы; исследования и практикумы; мини-творческие работы и т.д. Система самостоятельных работ активизирует учебную деятельность и способствует успешному включению ученика в поиск новых знаний, построение доказательных выводов, работу с разными источниками информации и т.д. Это обеспечивает не только большую прочность знаний, но и способствует самостоятельному формированию необходимых учебно-познавательных, информационных, коммуникационных компетенций. Пропедевтическая организация самостоятельной деятельности учащихся ориентирована на успешную реализацию учебных географических проектов на основе отработанных навыков самостоятельной работы.
- Интеграция географии с другими предметными областями является не только попыткой поиска единства различных компонентов образования, но и способом повышения значимости и востребованности географического образования. Она представляет собой процесс взаимопроникновения, взаимообогащения знаний и комплексное формирование надпредметных и специальных компетенций. Интеграционные связи позволяют актуализировать имеющиеся географические знания, умения, навыки и способы деятельности, помогают выстраивать межпредметные связи, формируя адекватное полисистемное представление о событиях, явлениях и объектах окружающей географической действительности.
Содержание географии и широта её межпредметных связей создают основу для комплексного подхода в творческом проектном обучении в целях решения многоаспектных проблемных вопросов и задач, нахождения взаимоприемлемых решений. Успешная интеграция с другими предметными областями (биологией, основами безопасности жизнедеятельности, обществознанием, историей, химией) усиливает значимость географических знаний и их востребованность для реализации полномасштабных долговременных проектов.
Таким образом, использование географией интеграционных возможностей расширяет и углубляет учебное проектирование. При таком подходе становится возможным подойти к решению проблемы комплексно и всесторонне, построить модель, карту, придумать программу и т.д. Комплексные, интегрированные географические проекты имеют большую практическую, личностную и социальную значимость. Например, проект “Историко-географические предпосылки появления природно-культурного комплекса XVII века «Усадьба Братцево»”.
- Обучение школьников приёмам проектной деятельности. Данное методическое условие обеспечивает подготовку учащихся к реализации проектов. В рамках традиционного репродуктивного обучения специфические приёмы проектирования востребованы слабо, поэтому обеспечение данного условия требует особого внимания. Среди основных приёмов проектирования в обучении географии выделяются приёмы, направленные на: обеспечение совместной групповой работы, стимуляцию мотивации к активным способам познания; формирование презентативных умений и т.д. Установлено, что особое значение при подготовке и реализации географических проектов должно уделяться приёмам проблематизации, гипотезирования, а также приёмам нахождения и формулировки креатива. В тоже время, наряду со специфическими применяются и общеучебные приёмы: эвристическая беседа, рассказ, организация дискуссии и т.д. Основным вектором обучения приёмам реализации проектов является стремление создать именно географический, а не какой-либо другой проект.
- Этапы организации проектной деятельности в обучении географии объединяются в типовой ход проектирования с разработанным поэтапным алгоритмом. В его состав входят: предпроектный этап, этап погружения в проект, этап организации деятельности, аналитический этап и этап презентационной защиты (рис. 1).
Рисунок 1. Проектно-исследовательский цикл (составлено на основе рекомендаций ОМЦ СЗОУО г. Москвы)
Среди этапов реализации географического учебного проекта выделен специфический предпроектный этап, в ходе которого происходит создание пропедевтического образовательного пространства для перспективной проектной работы, обучение приёмам, мотивация проектирования, отбор участников. Его ключевое положение вытекает из необходимости особой подготовки и мотивации углублённого и деятельностного, обучения географии, которая не занимает ведущего места в подавляющем большинстве профилей.
В то же время, предложенная структура этапов хода реализации географического проекта может иметь корректировки. В целях достижения максимального результата при затруднениях, ошибках гипотезирования, появлении новых данных и фактов происходят возвратные движения. В этом случае ход проекта представляет собой цикл, что является более совершенной, результативной и креативной структурой Её продукт и результат оцениваются в соответствии с предложенными критериями географических проектных работ. Подобная рефлексивность и возвратная направленность являются отличительными чертами методики.
Предложенные методические условия способствуют упорядочиванию и систематизации применения проектной технологии в профильном обучении географии и позволяют сделать его более рациональным, успешным и удобным. Системное применение проектной технологии в обучении географии направлено на более эффективное освоение географического содержания посредством проектирования. В таблице 1 систематизирована характеристика особенностей географического проектирования в разных профилях (на примере биолого-географического и гуманитарного профилей).
БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ | ГУМАНИТАРНЫЙ | |
Сущность профиля (углублённое изучение): | ||
географии, биологии и математики. | литературы, языков, МХК, истории. | |
Место географии в профилях: | ||
Профильный предмет (6 ч. + элект. курсы) | Не является профильным или базовым. | |
Основные направления углублённого обучения географии в профильной школе: | ||
Геоэкология, экология города, медицинская география, география природного и генного риска, критические экологические районы мира, взаимодействие общества и природы, ландшафтоведение, стратегия устойчивого развития. | Народы мира, Россия в современном мире, историческая, политическая география, география культур, религий, география человеческой деятельности, комплексное страноведение, изучение объектов всемирного наследия. | |
Приоритетные направления географического проектирования: | ||
Геоэкологическое, краеведческое,
физико-географическое, туристско-рекреационное, социальное,
комплексное. Проектирование решает проблемы геологии, палеонтологии, почвоведения, биогеографии, ландшафтоведения, метеорологии, климатологии, гидрологии, устойчивого развития го-родов, нейтрализации источников загрязнения. |
Культурологическое, краеведческое,
страноведческое, комплексное, историко-географическое. Творческое решение историко-географических, литературно-географических проблем и вопросов культуры народов, фольклора, этнографии, разнообразия языковых контактов, позиции человека в современном мире. |
|
Преобладающие типы проектов: | ||
Исследовательские, практико-ориентированные, приключенческие, информационные. Часто выходят за рамки школы и являются групповыми. | Творческие, информационные. Монопредметные, с разной координацией. Чаще внутришкольные монопроекты. | |
Варианты тем и уже реализованных проектных идей: | ||
|
|
Таблица 1. Реализация географического проектирования в разных профилях обучения
Данная характеристика ориентирована на максимальное использование возможностей географического проектирования в зависимости от различных приоритетов учащихся и направлений профилизации. Это необходимо для продолжения системной проектной работы в обучении географии; для реализации эксперимента по внедрению индивидуальных учебных планов разных профилей; для планирования новых элективных курсов.