Основная цель уроков повторения изученного материала заключается в предотвращении забывания усвоения материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретённых представлений.
Уроки, специально посвящённые повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Однако они важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами.
Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала. Поэтому урок –повторения проводится в форме игры. В игре принимают участие 3 человека. Это могут быть ученики слабоуспевающие по предмету, либо ученики хорошо усвоившие материал данного раздела.
Игра состоит из двух туров, финала и супер-игры.
На первом этапе игры участники выбирают природную зону и номер ячейки В ячейках размещены загадки о животных конкретной природной зоны. Каждая загадка оценивается от 5 до 15 баллов. За каждый правильный ответ эти баллы идут в зачёт участника. Ученик, открывший игру, имеет право на следующий ход лишь в случаи правильных ответов на загадки. Если же он ошибается, то ход переходит к следующему участнику и т.д.
Природная зона | 1
|
2
|
3
|
Во второй тур выходят все участники с определённым количеством баллов. Эти баллы и будут его стартовым отсчётом. Во втором туре оценивается не каждая ячейка, а вся природная зона . Например: леса и тугаи - 5, луг - 10, спети - 15, пустыни - 20, водоёмы - 25. Правильный ответ любой ячейки будет оцениваться по заданным критериям.
Начинает второй тур участник с наименьшим количеством баллов. Он может выбрать природную зону с наименьшими оценочным баллом и ответить на все вопросы верно, или же зону с высшим баллом, но знать, что задания там повышенной трудности.
Природная зона
|
1 | 2 | 3 |
Первый игрок продолжает игру пока не допустит ошибку. После этого в игру вступает следующий игрок. Баллы ,заработанные во втором туре, суммируются с результатом первого тура, и в финал выходят два ученика с наибольшим количеством баллов.
Финал игры. Участники торгуются за право отвечать на вопрос. Торг начинается с 4 букв до 1. Отвечает на вопрос тот, кто назвал наименьшее количество букв . После зачитывания вопроса учитель называет столько же букв отгадки, сколько выторговал участник. После этого игрок должен дать ответ. Дав правильный ответ он получает балл и продолжает игру, он если он ошибается, то очко присуждается сопернику. Финал выигрывает тот игрок, который набрал три очка. Он играет в супер-игру, но вправе отказаться от неё.
Супер-игра. В течении минуты учитель зачитывает названия семи животных, занесённых в Красную книгу, а ученик должен назвать природную зону в которой он проживает. Ученик может пропустить животное и позже вернуться к нему, но ошибаться нельзя.
Тип: урок повторения и обобщения
Вид: нестандартный
Цели:
- систематизировать знания о животном и растительном мире природных зон
- расширить кругозор учащихся
- воспитать бережное отношение к животному и растительному миру.
I ТУР. НАШИ МЛАДШИЕ БРАТЬЯ (животные)
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | |
ЛЕСА и ТУГАИ |
|
|
|
ЛУГА |
|
|
|
СТЕПЬ |
|
|
|
ПУСТЫНЯ |
|
|
|
ВОДОЕМЫ |
|
|
|
II ТУР. НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ (растения)
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | |
ЛЕСА и ТУГАИ | Это хвойное, светолюбивое растение, неприхотливое к почве. Стволы этого растения высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующие крону. Сосна | Об этом растении сложено много песен и стихов. Это дерево быстрорастущее. К 80 годам дерево может достигнуть 30 метров в высоту. В народе его называют “кудрявой”. Берёза. | Название этого растения от окраски его осенних листьев, после первого заморозка его плоды утрачивают горечь. Гроздья плодов этого растения привлекают внимание не только зимующих птиц, но и людей. Рябина |
ЛУГА | Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадает в организм, то он действует на мозг, прекращается дыхание и наступает смерть. Вех ядовитый. | Это кормовое и медоносное растение. Его опыляют не пчелы, а шмели. Считается, что молоко коровы, которая поедает это растение отличается повышенной жирностью. Клевер. | Один из самых распространенных злаков. Мелкие колоски сидят пучками, на конце жестких веточек стебля, образуя метелку. Название растения происходит об сходства соцветия с видом ежа. Одна из лучших кормовых трав. Ежа сборная. |
СТЕПЬ | В части его стебля, погруженного в почву, образуется луковица с запасом питательных веществ. С началом засухи стебли и листья высыхают, а луковицы сохраняются. Весной это растение покрывает “алым ковром” всю степь. Тюльпан. | У этого растения длинные ветвистые корни, которыми они добывают воду из глубоких слоев почвы, и узкие листья, помогающие экономнее расходовать её. Это растение цветет летом, в самое жаркое время, в его зарослях строит гнезда жаворонки и может спрятаться жеребенок. Ковыль. | Весной почва в степи влажная. И в это время прорастает сочное растение, название которого произошло от водоплавающей птицы и имеет желтые цветочки. Гусиный лук. |
ПУСТЫНЯ | Это многолетнее травянистое растение. Его куст, вырванный и увлекаемый ветром, останавливается у какого-либо препятствия и, тут же укрепившись корнями, начинает расти. Селин. | Это ценное кормовое растение. Его еще называют “сено на корню” из-за того, что он цветет дважды в год – весной и осенью. Его высохшие листья сохраняют свои питательные вещества и зимой. Илак. | Встречается в пустыне. Невысокое дерево с извилистым стволом. У него вместо листьев – чешуйки. Белый саксаул. |
ВОДОЁМЫ | Это растение достигает 3-х метров. Стебли у него гибкие и прочные. Их используют в качестве строительного и упаковочного материала. На конце стебля находятся кисточки. Камыш. | Это водное растение не имеет могучего корня. Это связано с тем, что оно впитывает растворимые в воде питательные вещества всей поверхностью, но оно имеет круглые листья и душисты цветки. Кубышка. | Народ называет это растение “лягушечьей дерюжкой”, да и сами могут употреблять её в салатах. Её заросли похожи на плавающую крупу. Ряска. |
ФИНАЛ
Дети отгадывают слово после торгов. Торг ведётся от 4 до 1 буквы. Право ответа предоставляется тому, кто назвал наибольшую цену
- Дети ещё не родились, а уже отданы на воспитание. (Кукушка)
- Про каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон” ? (Змеи)
- У какого животного лапы вывернуты врозь и наружу? (Крот)
- Это животное любит путешествовать на самодельном воздухоплавательном приспособлении в тёплые осенние дни. Это и стало народной приметой. (Паук)
- С этим животным дети любят играть, а взрослые любуются их полётом. Частично, благодаря этим животным человек изобрёл вертолёт. Но на самом деле это животное водоёмов является опасным хищником. (Стрекоза)
СУПЕР-ИГРА
Ведущий называет животных, занесённых в Красную книгу, а игрок за одну минуту должен назвать природное сообщество, в котором оно проживает.
Барс (горы), фламинго (водоём), бобр (водоём), рябок (пустыня), архар (горы), дрофа (степь), сайгак (пустыня).