Урок технологии в 9-м классе "Аппликация из кожи, ткани, меха как древнейший вид искусства"

Разделы: Технология


Цели: Ознакомить учащихся с видами аппликаций, значением аппликации в современной и старинной народной вышивке. Научить выполнять простую аппликацию.

Инструменты, оборудование: ножницы, иголки, булавки, хлопчатобумажные лоскутки однотонных и различных рисунков и расцветок тканей, нитки мулине и копировальная бумага разных цветов, утюги, места для утюжки, проутюжильники, швейные машины.

Наглядные пособия: Образцы изделий с аппликацией, рисунки, фотографии, книги, иллюстрации, отделочные материалы, ткани.

Ход урока

  1. Сообщение познавательных сведений.

Аппликация - вид рукоделия, при котором рисунок создается посредством пришивания фрагмента определенной формы на материал, служащий основой.

Происхождение этого вида рукоделия было обосновано сугубо утилитарными потребностями - необходимостью ремонтировать одежду. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.

Аппликация тесно связана с лоскутным шитьем и стежкой. В различных регионах мира сложились свои техники аппликации - часть национальных традиций рукоделия.

У северных народов использовались для аппликации куски кожи и меха – лоскутки, оставшиеся от пошива одежды и меховых одеял.

В России – во времена появления ткацких фабрик – использовались и домотканые и фабричные ткани – в дело шли все лоскутки. Естественно, что лоскутным шитьем и аппликацией занимались люди небогатые, они стремились использовать и оставшийся лоскут и одновременно украсить свою одежду: сарафаны, рубашки; жилище занавески и шторы, скатерти и салфетки, коврики и одеяла.

В Америке во времена переселения европейцев в Новый свет возникает некий дефицит в тканях, а в некоторых случаях возможно и в средствах, поэтому тоже образуется лоскутное шитье. В те времена возникла надобность в изготовлении одеял – лоскутные изделия. Часть традиций из старого света было перенесена в Новый – возникают новые технологии и новые названия лоскутных изделий.

При изготовлении аппликации используются материалы:

  • материал с тканым и набивным рисунком;
  • фетр, (войлок), тюль;
  • специальные ткани для рукоделия с тематическими рисунками;
  • металлизированные и фактурные ткани;
  • мех, кожа, замша;
  • атлас, трикотаж;
  • мулине, нитки швейные;
  • прокладочные материалы с термоклеем;
  • калька; копировальная бумага.

Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении аппликации:

  • иглы и булавки;
  • ножницы портняжные, и с острыми кончиками;
  • карандаш (мел), специальный фломастер;
  • швейная машина.
  1. Виды аппликаций.

Аппликации делятся:

  • По назначению (украшение, обновление, ремонт)
  • По материалам – по виду тканей, используемых для её изготовления.
  • По способу прикрепления ( машинная, ручная, клеевая, съемная).
  • По внешнему виду (прорезная или подкладная, плоская, выпуклая).
  • По тематике (орнаментальная, природная, фантазийная).

Некоторые виды аппликации могут прекрасно сочетаться с другими видами вышивки: гладью, петельными и тамбурными стежками, а так же вышивкой бисером, пайетками, стеклярусом.

Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей различна. Неосыпающиеся ткани можно прошить простыми ручными стежками или воспользоваться прямой строчкой на швейной машине. Осыпающиеся ткани обрабатываются посложнее – можно приклеить клейстером, полиэтиленом, использовать материалы с клеевой основой. Можно использовать тесьму, окантовочные полоски ткани. При настрачивании на швейной машине используется более частый зигзаг. К основной ткани прикладывается материал со всей композицией рисунка без вырезания. После выполнения зигзагообразной строчки лишнюю ткань обрезают по контуру рисунка тонкими ножницами. Такая техника выполнения значительно легче.

При выполнении выпуклой аппликации под неё подкладывают прокладочный материал (флизелин, синтепон, ватин). Переводят рисунок на ткань при помощи копировальной бумаги.

  1. Текущий инструктаж.

Правила техники безопасности при работе ручной иглой, на швейной машине, ножницами, утюгом. Провести инструктаж можно в игровой форме .

  1. Практическая работа
  1. Выполнить две копии рисунка: один – для контроля, другой для разрезания на отдельные детали.
  2. Подобрать по цвету лоскуты тканей для рисунка и его фона.
  3. Положить детали аппликации на лицевую сторону тканей обвести тонким мелом или карандашом и вырезать детали.
  4. Выкроить ткань для фона. Она должна быть больше, чем рисунок. Размер и цвет учащиеся подбирают самостоятельно
  5. По контрольному рисунку положить детали панно на фон и приметать.
  6. Настрочить зигзагообразной строчкой.
  7. Оформить края изделия – продернуть нитки – получить бахрому.

В процессе выполнения самостоятельной работы обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов: длина стежка, цвет ниток, аккуратность обработки. Если работа выбрана по объему большая , то она может быть закончена дома.

  1. Заключительная часть

Вопросы для повторения:

  1. Что такое аппликация?
  2. С какими видами аппликации вы познакомились сегодня?
  3. Какими стежками прикрепляют аппликации?
  4. Как обрабатывать аппликации из осыпающихся тканей?
  1. Анализ и оценка работы.