ЦЕЛЬ:
- Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- Развивать умения разбирать слова по составу
- Развивать орфографическую зоркость
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с условным обозначением частей слова, кроссворд, словарное слово СОВЕТ.
ХОД УРОКА
- Орг. момент
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика с суджоком
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Словно с них сметаем крошки
И сожмем его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
- Оформление тетрадей.
- Чистописание.
-Найдите среди букв, которая обозначает парный глухой согласный звук, может быть твердым или мягким.
О с т в с а л с о а в (буквы напечатаны на карточках)
-Это буква “с”..
- Словарная работа.
Суббота, сорока, скоро, тетрадь, туча.
-Объясните орфограммы этих слов. Составьте предложение с одним из этих слов. (Темная туча закрыла небо.)
- Синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания.
- Определение темы урока.
- Вернемся к буквам. Какие слова рассыпались?
Состав слова. Сформулируем цели сегодняшнего урока.
- Работа по теме урока.
По ходу заполняется кроссворд, где по вертикали под цифрой 6 получаем новое словарное слово “совет”.
-Сейчас нужно вспомнить с чего начинаем разбор слова?
-Что такое окончание? (Заполняем кроссворд под цифрой1.)
- Физминутка.
Называю слова, если окончание в слове “а”, вы хлопаете в ладоши, если нулевое- приседаем, если любое другое- топаете ножкой.
(Слова: река, озеро, пила, звезда, мост, роса, мяч, утро. Орехи, шары, ворота, школа, дерево, рак.)
Вывод: Что такое окончание?
(Вывешивается карточка с условным обозначением окончания.)
- После окончания выделяем …….
- Что такое основа.?
- Работаем по цепочке у доски. Записываем слово выделяем окончание и основу.
Примерные слова: Кислый, большущий, кустик, рыженький, Любочка.
Вывод: Что такое основа? (Записываем в кроссворде под цифрой 2 “основа”)
- Сейчас я скажу определение следующей части слова
- Это главная часть слова , в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (Ответ записываю в кроссворд под цифрой 3 “корень”).
- Найдите условное обозначение корня.
Называю слова, вы подбираете однокоренные слова, записываете и выделяете корень. Гриб, мороз, ночь.
- Проверяем, какие слова у вас получились.
- Итак, что же такое корень? Корень- это……
- После корня находим……..(Записываем в кроссворд слово суффикс под цифрой 4)
-Находим обозначение суффикса. Что такое суффикс?
- Работа по учебнику.
Самостоятельно выполняем упражнение по учебнику на с.63, упр.162. Проверяем. Молодцы.
- После суффикса находим ……..приставку. (Заполняем кроссворд под цифрой 5)
-Что такое приставка?
- Групповая работа.
-На столе у вас лежат карточки с пословицами. Вам нужно собрать эти пословицы, объяснить значение этих пословиц. Затем выписать слова с приставками и выделить приставку.
(Дети делятся на три группы. Собирают пословицы из отдельных слов).
- 1 группа: С книгой поведешься, ума наберешься.
- 2 группа: Ученье и труд все перетрут.
- 3 группа: Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Проверка.
Вывод: Что же такое приставка?
- Зарядка для глаз. (Под музыку дети выполняют упражнения для глаз)
- Ходики (Движения глазами влево, вправо)
- маляры (Движения глазами вверх, вниз)
- качели (Полукруг глазами внизу)
- радуга (Полукруг глазами вверху)
- пальминг (Разогреваем ладони и закрываем глаза).
- Закомство со словарным словом “совет”
- Какое слово получили по вертикали?
- Как вы понимаете это слово?
- Послушайте какие советы вам дадут ваши товарищи.
(Дети заранее получили и выучили стихи.)
Мудрый вам дадим совет
Для разбора по составу
Прежде чем найти ответ
Спрашивать не надо мамуОкончание измени
Подобрав другое слово
Корень сам определи
Приставку, суффикс и основу.Запомни навсегда дружок
Обозначенье каждой части
У каждой из них особый значок
Запомнишь- прибавишь себе ты чести!
- Упражнения для закрепления.
-А сейчас поиграем в игру “Веселая Карусель”. У каждого на столе на карточке задание по теме. Дети выполнив свое задание встают с места и ждут следующего, затем они меняются местами и выполняют задание друг друга. Задания по содержанию небольшие на разбор слова по составу.
Например:
- Карточка №1. К данным словам подбери противоположные по значению слова с тем же корнем, выдели приставку: развязать-…, разложить-…., вбежать-….., внести-…
- Карточка № 2. С помощью приставок образуй новые слова с корнями: ехал, ёжился., шел .
- У-
- Под-
- По-
- С-
- Об-
- За-
- Карточка №3. Внимательно прочитай словосочетания. Запиши , раскрыв скобки. Выдели приставку.
(До)ехал (до)деревни, (по)бежал (по)дороге,(про)читал (про)завод, (под)полз (под)машину, (на)кричал (на)собаку.
Карточек должно соответствовать количеству учеников в классе.