ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с различными видами почв, природоохранной деятельностью человека;
- формировать представление о видах почвенных покровов в Омской области;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать.
Оборудование: учебник “Природоведение” А. А. Плешакова, компьютер, информационные листы, атлас Омской области, рисунок “Почва и круговорот веществ”, словарь Ожегова
ХОД УРОКА
- Мотивация 10 минут
На компьютере 1 слайд с названием темы урока: “Почва нашего края” (читаем тему урока), 2 слайд цели урока, читает учитель.<Приложение1>
Цели урока:
- познакомиться с различными видами почв, природоохранной деятельностью человека;
- рассмотреть разные виды почв Омской области;
- учится работать с различными средствами обучения
- Вы будете знакомиться с новой темой самостоятельно при помощи пяти средств обучения. Давайте посмотрим, с какими средствами обучения будем работать (слайд № 3) <Приложение1>.
- СО № 1 “Учимся слушать” - монологическая речь ученика
- СО № 2 Учебник, стр. 117 “Какие бывают почвы”
- СО № 3 Атлас Омской области, стр. 11
- СО № 4 Словарь Ожегова
- СО № 5 Компьютер
- После знакомства с каждым СО вы будете выполнять задания. Эти задания есть на информационных листах <Приложение2>. Работать будете в парах. Вы сами будете определять порядок работы со средствами обучения, кроме, СО № 1 “Учимся слушать”. С этим средством обучения мы познакомимся все вместе.
- Изучение новой темы 20 минут
СО № 1 Монологическая речь ученика “Почва и круговорот веществ”
<Рисунок 1>
Ученик: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются…. В перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие животные… Вот так вещества и “путешествуют” в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ!
После прослушивания выполняется задание № 1 на информационных листах <Приложение2>.
Задание: Допиши предложения
- Главную часть почвы - ….. (перегной)
- Перегной образуется из …… (остатков растений и животных, которые попадают в почву).
- Теперь вы начинаете самостоятельную работу. К концу урока вы познакомитесь со всеми СО и выполните задания. Удачи вам, ребята!
Учащиеся работают в парах самостоятельно со средствами обучения. Учитель в роли консультанта.
СО № 2 Учебник стр. 117 “Какие бывают почвы”
Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр. 117 “Какие бывают почвы”. Заполните схему. <Приложение2>
СО № 3 Атлас Омской области стр. 11
<Рисунок2>
Задание: Рассмотрите карту Омской области на стр. 11, выпишите виды почв, которые есть на территории нашего края. Какие виды почв преобладают на территории Омской области? Заполните таблицу <Приложение2>.
Виды почв | Месторасположение почв |
СО № 4 Словарь Ожегова
Задание: Выпишите из словаря Ожегова значение слов: почва, чернозем, подзол (подзолистый), дерн, солонцы <Приложение2>.
- Почва –
- Чернозем –
- Подзол (подзолистый) -
- Дерн -
- Солонцы –
СО № 5 Компьютер слайд № 3
Задание: Прочитайте текст на мониторе об охране почвы, затем составьте по тексту памятку “Как защитить почву на полях” <Приложение1>.
Памятка:
- ______________ (Сажать лесные полосы)
- ______________ (Правильно распахивать почву на склонах)
- ______________ (Проводить снегозадержание)
- ______________ (Удобрение в почву вносить умеренно)
- Итог урока 8 мин.
- Итак, мы заканчиваем нашу работу. Вы познакомились и поработали со всеми средствами обучения. Теперь проверим себя.
Проверь себя.
- Подпишите виды почв. Компьютер слайд № 4 (индивидуальная работа)
- А теперь, возьмите свои информационные листы и проверьте себя по компьютеру <Приложение1> (слайд № 4). Все ли виды почв вы записали? Скажите на территории, какой зоны могут быть арктические, тундровые, черноземные виды почв?
Ответ: Арктика, Тундра, Лесные, Черноморское побережье.
- Прочитайте текст и найдите ошибки.
Текст с ошибками.
Почвой называют плодородный верхний слой земли. Существует мало видов почв. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные и торфяно-болотные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
Верный текст
Почвой называют плодородный верхний слой земли. Существует много видов почв. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают черноземные и торфяно-болотные почвы. Почвы нуждаются в охране.
- Какую памятку по охране почвы вы составили?
Прочитать 1-2 памятки. Обсудить прочитанные памятки.
- – Дайте определение почвы, чернозема, подзол.
Ответ: Почва – верхний слой земной коры.
Чернозем – плодородная перегнойная почва темного цвета.
Подзол – малоплодородная серовато-белая почва.
- Какие виды почв преобладают на территории Омской области?
Ответ: В Омской области преобладают на юге – чернозем, в северной части – торфяно-болотные почвы, встречаются солонцы.
- Рефлексия
- Возьмите в руки информационные листы. В правом нижнем углу изображены человечки, отметьте красным цветом ваше настроение.
- Оценивание
- Урок окончен! Спасибо!