Урок природоведения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с различными видами почв, природоохранной деятельностью человека;
  • формировать представление о видах почвенных покровов в Омской области;
  • развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать.

Оборудование: учебник “Природоведение” А. А. Плешакова, компьютер, информационные листы, атлас Омской области, рисунок “Почва и круговорот веществ”, словарь Ожегова

ХОД УРОКА

  1. Мотивация 10 минут

На компьютере 1 слайд с названием темы урока: “Почва нашего края” (читаем тему урока), 2 слайд цели урока, читает учитель.<Приложение1>

Цели урока:

  • познакомиться с различными видами почв, природоохранной деятельностью человека;
  • рассмотреть разные виды почв Омской области;
  • учится работать с различными средствами обучения

- Вы будете знакомиться с новой темой самостоятельно при помощи пяти средств обучения. Давайте посмотрим, с какими средствами обучения будем работать (слайд № 3) <Приложение1>.

  • СО № 1 “Учимся слушать” - монологическая речь ученика
  • СО № 2 Учебник, стр. 117 “Какие бывают почвы”
  • СО № 3 Атлас Омской области, стр. 11
  • СО № 4 Словарь Ожегова
  • СО № 5 Компьютер

- После знакомства с каждым СО вы будете выполнять задания. Эти задания есть на информационных листах <Приложение2>. Работать будете в парах. Вы сами будете определять порядок работы со средствами обучения, кроме, СО № 1 “Учимся слушать”. С этим средством обучения мы познакомимся все вместе.

  1. Изучение новой темы 20 минут

СО № 1 Монологическая речь ученика “Почва и круговорот веществ”

<Рисунок 1>

Ученик: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются…. В перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие животные… Вот так вещества и “путешествуют” в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ!

После прослушивания выполняется задание № 1 на информационных листах <Приложение2>.

Задание: Допиши предложения

  1. Главную часть почвы - ….. (перегной)
  2. Перегной образуется из …… (остатков растений и животных, которые попадают в почву).

- Теперь вы начинаете самостоятельную работу. К концу урока вы познакомитесь со всеми СО и выполните задания. Удачи вам, ребята!

Учащиеся работают в парах самостоятельно со средствами обучения. Учитель в роли консультанта.

СО № 2 Учебник стр. 117 “Какие бывают почвы”

Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр. 117 “Какие бывают почвы”. Заполните схему. <Приложение2>

СО № 3 Атлас Омской области стр. 11

 <Рисунок2>

Задание: Рассмотрите карту Омской области на стр. 11, выпишите виды почв, которые есть на территории нашего края. Какие виды почв преобладают на территории Омской области? Заполните таблицу <Приложение2>.

Виды почв Месторасположение почв
   
   

СО № 4 Словарь Ожегова

Задание: Выпишите из словаря Ожегова значение слов: почва, чернозем, подзол (подзолистый), дерн, солонцы <Приложение2>.

  • Почва –
  • Чернозем –
  • Подзол (подзолистый) -
  • Дерн -
  • Солонцы –

СО № 5 Компьютер слайд № 3

Задание: Прочитайте текст на мониторе об охране почвы, затем составьте по тексту памятку “Как защитить почву на полях” <Приложение1>.

Памятка:

  1. ______________ (Сажать лесные полосы)
  2. ______________ (Правильно распахивать почву на склонах)
  3. ______________ (Проводить снегозадержание)
  4. ______________ (Удобрение в почву вносить умеренно)
  1. Итог урока 8 мин.

- Итак, мы заканчиваем нашу работу. Вы познакомились и поработали со всеми средствами обучения. Теперь проверим себя.

Проверь себя.

  1. Подпишите виды почв. Компьютер слайд № 4 (индивидуальная работа)

- А теперь, возьмите свои информационные листы и проверьте себя по компьютеру <Приложение1> (слайд № 4). Все ли виды почв вы записали? Скажите на территории, какой зоны могут быть арктические, тундровые, черноземные виды почв?

Ответ: Арктика, Тундра, Лесные, Черноморское побережье.

  1. Прочитайте текст и найдите ошибки. Компьютер слайд № 5 <Приложение1>

Текст с ошибками.

Почвой называют плодородный верхний слой земли. Существует мало видов почв. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные и торфяно-болотные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Верный текст

Почвой называют плодородный верхний слой земли. Существует много видов почв. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают черноземные и торфяно-болотные почвы. Почвы нуждаются в охране.

  1. Какую памятку по охране почвы вы составили?

Прочитать 1-2 памятки. Обсудить прочитанные памятки.

  1. – Дайте определение почвы, чернозема, подзол.

Ответ: Почва – верхний слой земной коры.

Чернозем – плодородная перегнойная почва темного цвета.

Подзол – малоплодородная серовато-белая почва.

  1. Какие виды почв преобладают на территории Омской области?

Ответ: В Омской области преобладают на юге – чернозем, в северной части – торфяно-болотные почвы, встречаются солонцы.

  1. Рефлексия

- Возьмите в руки информационные листы. В правом нижнем углу изображены человечки, отметьте красным цветом ваше настроение.

  1. Оценивание Сбор информационных листов на проверку.

- Урок окончен! Спасибо!