Урок 1. Что такое литература?
Первый урок в v классе мы начинаем с обсуждения сочинений, которые учащиеся писали в конце четвертого класса. Школьникам была предложена необычная тема: “Каким я представляю себе будущего учителя литературы” (в нашей школе написание подобных сочинений давно стало традицией). Одну из ученических работ с сокращениями читаем в классе:
Я представляю будущего учителя литературы так: он небольшого роста, с короткой стрижкой, в очках, поскольку этот человек очень начитанный. Мой будущий учитель литературы строгий, но добрый…
Литература – необычный и очень интересный предмет, и значит учитель, который его ведет, должен быть необычным и интересным. У этого человека должна быть развита речь. Он говорит как бы поэтически...
Итак, многие детали портрета будущего учителя литературы угаданы (короткая стрижка, очки). Это подтверждают детские рисунки, которые появятся чуть позднее на наших уроках (Рис. 1, 2 и 3). Но не это главное. Главное, чтобы учитель был строгим и добрым, необычным и интересным, чтобы речь у него была развита. Ну что ж, постараемся соответствовать заявленным требованиям…
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
Далее мы переходим к новому для детей понятию литература. Говорим о том, что данное слово образовано от латинского littera – буква. Следовательно, литература – это то, что написано.
Потом объясняем пятиклассникам, что литературой мы называем также учебный предмет и еще особый вид искусства наряду с живописью, музыкой, скульптурой, архитектурой, театром, кино и др. Сравниваем эти виды искусства и говорим о том, что живопись – это искусство краски, музыка – искусство звука, скульптура, архитектура – искусство камня, дерева, литература – это искусство слова.
Организовать работу на следующем этапе урока нам помогают вопросы:
– Любите ли вы читать? Какие книги вам особенно нравятся и почему?
– Когда вы читаете басни, сказки, рассказы, повести, стихи, с кем вы общаетесь?
Ответ на третий вопрос оформляется в тетрадях:
Далее просим пятиклассников назвать своих любимых авторов-рассказчиков. Какие увлекательные истории они вам рассказали? Какие авторы любят пугать? Какие авторы любят смешить?
Учащиеся отвечают, опираясь на свой читательский опыт. Среди авторов, которые любят пугать, они могут назвать Ш. Перро, автора сказки “Синяя борода”, Н. В. Гоголя, автора повестей “Вечер накануне Ивана Купала”, “Майская ночь, или Утопленница” и “Вий”; среди авторов, которые любят смешить, – Р. Э. Распе, Л. Кэрролла, А. Милна, М. Твена, А. Линдгрен, Д. Хармса, Н. Носова, Б. Заходера, В. Драгунского и других знакомых им писателей.
Спрашиваем детей: бывало ли так, что авторы “обманывали” вас: обещали рассказать страшную историю, а рассказывали смешную; обещали рассказать длинную историю, а рассказывали короткую или вообще ничего не рассказывали?
Если пятиклассники затрудняются ответить на эти вопросы, поможем им вспомнить произведения таких авторов. Это шуточные стихотворения Г. Сапгира, В. Левина, Т. Собакина, написанные специально для детей. Многие из этих произведений дети помнят наизусть и читают вместе с учителем, изображая в лицах отдельных персонажей.
1) Тим. Собакин. Как ловкий бегемот
гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где
было много стеклянной посуды (Немножко Необычное НЕстихотворение) |
2) Эмиль Виктор Рью. Монолог черепахи, вновь посетившей через полчаса грядку с салатом, хотя ей уже давно было пора вкушать послеобеденный сон на клумбе среди голубых незабудок |
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж… Ж… Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!.. Ж Ж Ж Ж Ж Ж ТОП. Ж Ж Ж Ж ТОП-ТОП. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ТОП-ТОП-ТОП. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ШЛЕП!!! .................................. ШМЯК. И стало тихо. |
Растительная пища – Такая вкуснотища! |
3) Г. Сапгир. Людоед и принцесса, или ВСЕ НАОБОРОТ
Вот как это было: | А может быть, было все наоборот: |
Принцесса была Прекрасная, Погода была Ужасная. Днем Во втором часу Заблудилась принцесса В лесу. Смотрит: полянка Прекрасная, На полянке землянка Ужасная. А в землянке – людоед: – Заходи-ка На обед! – Он хватает нож, Дело ясное. Вдруг увидел, какая… Прекрасная! Людоеду сразу стало Худо. – Уходи, – говорит, – Отсюда. Аппетит, – говорит, – Ужасный. Слишком вид, – говорит, – Прекрасный. – И пошла потихоньку Принцесса, Прямо к замку вышла Из леса. Вот какая легенда Ужасная! Вот какая принцесса Прекрасная! |
Погода была Прекрасная, Принцесса была Ужасная. Днем Во втором часу Заблудилась принцесса В лесу. Смотрит: полянка Ужасная, На полянке землянка Прекрасная. А в землянке – людоед: Заходи-ка На обед! – Он хватает нож, Дело ясное. Вдруг увидел, какая… Ужасная! Людоеду сразу стало Худо. – Уходи, – говорит, Отсюда. Аппетит, – говорит, – Прекрасный. Слишком вид, – говорит, – Ужасный. – И пошла потихоньку Принцесса, Прямо к замку Вышла из леса. Вот какая легенда Прекрасная! Вот какая принцесса Ужасная! |
Чтение подобных текстов создает особую эмоциональную атмосферу на уроке. Ведь произведения Г. Сапгира, Т. Собакина и других авторов, к которым мы обращаемся на первом уроке, созданы по законам и правилам игры.
Пятиклассникам интересно слушать и повторять за учителем особенно запомнившиеся и полюбившиеся строчки стихов. И поэтому, когда мы спрашиваем своих учеников, обижаются ли они на таких авторов, дети говорят, что нет.
Далее спрашиваем пятиклассников: что вы делаете и как вы выглядите, если вам не нравится автор? А если нравится?
Наглядно обобщаем варианты детских ответов такими шуточными рисунками:
Важнейшая часть первого урока посвящается таким понятиям, как условная природа искусства, воображение, художественный вымысел. Просим пятиклассников назвать своих любимых героев.
– Представьте, что у вас день рожденья. Кого из них вы хотели бы пригласить в первую очередь и почему?
– Кого из известных литературных героев, милых, добрых и безобидных, вы все же не рискнули бы пригласить? Может быть, самых знаменитых обжор – Винни-Пуха и Карлсона, которые, вероятно, не удержались и съели бы все, что попалось бы им на глаза?
– Как вы думаете, смог бы кто-нибудь из них прийти? И почему?
Ответ на последний вопрос выводит нас на разговор об условной природе искусства. Дети уже знают, что и Незнайка, и Дюймовочка, и барон Мюнхаузен, и Винни-Пух, и Карлсон, и даже Алиса, героиня знаменитой сказки Л. Кэрролла, так похожая на реальную девочку, не существуют на самом деле. Все они созданы воображением различных писателей и живут в особой стране, которую мы называем литературной. Эту страну невозможно обозначить ни на одной географической карте. Мы можем только представить ее в своем воображении.
Известный детский поэт и переводчик, автор многих остроумных и поучительных книг Б. Заходер придумал даже название для этой призрачной, условной страны – Вообразилия.
У каждого писателя своя Вообразилия. Она населена различными образами, которые увидеть может только тот, кто умеет читать и наделен богатым воображением.
Вот как описал свою литературную страну Б. Заходер:
В моей Вообразилии, В моей Вообразилии Болтают с вами запросто Настурции и Лилии; Умеют львы косматые Скакать верхом на палочке, А мраморные статуи Сыграют с вами в салочки! Ура, Вообразилия, |
В моей Вообразилии, В моей Вообразилии – Там царствует фантазия Во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! В мою Вообразилию |
В качестве домашнего задания предлагаем пятиклассникам нарисовать свою Вообразилию и подготовить рассказ о ней в стихах или в прозе, руководствуясь планом: 1) Где расположена ваша Вообразилия? 2) Какие реки в ней протекают? 3) Какие есть моря, горы? Кем они населены?4) Какие есть города, деревни, села? Кем они населены? 5) Как диковинные существа общаются между собой? Добрые они или злые? Какие удивительные истории с ними происходят?
Урок 2. Моя Вообразилия
Второй урок литературы в V классе проводим как урок развития речи. В центре его – рассказы учащихся о своей Вообразилии. Начинаем занятие с таких вопросов:
– О какой удивительной стране мы говорили на прошлом уроке?
– Почему ее невозможно обозначить ни на одной географической карте?
– Какое условное название мы дали стране, в которой живут литературные герои?
– В Вообразилии какого писателя и поэта герой трижды превращается (сначала в комара, потом в муху и наконец в шмеля), чтобы увидеть своего отца и отомстить своим обидчикам? Как его зовут? Кто ему помогает в этих чудесных превращениях?
– В Вообразилии какого писателя живет герой, считающий себя “самым правдивым” человеком на свете?
Последние два вопроса – это вопросы литературной викторины. Их не должно быть много, иначе останется мало времени на проверку домашнего задания. Мы напоминаем детям, что дома им необходимо было нарисовать свою Вообразилию и подготовить рассказ о ней в стихах или в прозе.
Следующую часть урока можно провести в форме игры, устроить турнир, состязание на лучшего рассказчика. Дети с удовольствием участвуют в таком состязании. Все хотят рассказать о своей Вообразилии. Фантазия пятиклассников не знает границ (см. ниже Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6).
Рис. 4 |
|
Рис. 5 | Рис. 6 |
Многие рисунки пятиклассники сопровождают устными и письменными рассказами о своей Вообразилии. Приведем несколько примеров.
Сочинение Акимовой Маши
Где-то далеко есть радужная страна.
Веселья и радости полна она.
Взрослые и дети играют и поют
И в Радужной стране лучше всех живут!
Сочинение Лобанова Сергея
Собрался я в Бразилию – попал в Вообразилию.
Живут там не бразильцы, а вообразильцы.
Они воображают, что соображают.Уроки там не учат, мороженое канючат.
Родителей не слушают, а булку с маслом кушают.
Свободу не стесняют и целый день гуляют,А ночью песенки поют и кока-колу с фантой пьют,
Летают на верблюдах, живут на чудо-юдах.
Там есть жевачечный вулкан и кока-колы океан.Тут только я сообразил, что это я вообразил.
Организовать работу на заключительном этапе урока нам помогают следующие вопросы:
– Легко ли было придумать рассказ о своей Вообразилии?
– Какой из них быстрее создавался: стихотворный или прозаический и почему?
Мы говорим с пятиклассниками о том, что в прозаическом тексте слова располагаются более свободно, в стихотворном же они подчиняются особому ритму. Но это вовсе не значит, что рассказы сочинять проще. Любой текст (и прозаический, и стихотворный) создать нелегко, а тем более художественный текст, в котором центральным является какой-нибудь образ.
– Можно ли научиться сочинять сказки, басни, рассказы и стихи?
– Кто же может стать нашими учителями? Кто может научить нас расставлять слова в тексте так, что они будут, словно кубики, складываться в причудливую цепочку событий, настроений и рассуждений, в головокружительную головоломку, которая будет интересна всем?
Конечно же, нашими учителями станут те, кого мы называем мастерами художественного слова. Они поведут нас в необыкновенную литературную страну и раскроют множество секретов словесного мастерства, которыми в совершенстве владеют сами.
Так заканчивается наша беседа с учащимися на втором уроке. Домашнее задание зависит от того, какой материал будет изучаться на следующем занятии. Пятиклассники настроены на работу и ждут интересных тем и форм учебной деятельности.
Литература
- Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах /Сост. Г. М. Кружков. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993. – С. 45, 136 – 137, 179.
- Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5–7 кл. – М.: Просвещение, 1991. – С. 40 – 41.