Цели:
- Образовательный аспект: обобщение знаний учащихся о предназначении Красной книги; расширение и уточнение знаний о представителях растительного мира Самарской области, занесённых в Красную книгу.
- Развивающий аспект: развитие аналитического и критического мышления учащихся.
- Воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к окружающему миру; уважения к мнению собеседника; привитие умения работать в группах.
Оборудование: Красная книга растений и животных, компьютер, колонки, мультимедиапроектор, доска, экран, носители информации, магниты, клей (4 штуки), фломастеры, маркеры, ватман, цветные клейкие листы (красного, желтого, зеленого цвета), наклейки (ценники двух цветов), письмо-жалоба, газета.
Ход урока
Звучит тихая инструментальная музыка. Ученики читают сочинения-жалобы от имени растений. (Приложение 1)
1. Организационный момент
2. Сообщение цели урока
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Не зря именно с жалоб растений начался сегодняшний урок. Ведь он посвящён охране растений. Люди давно обеспокоены этой проблемой. Ведь многие виды растений стали редкими, некоторые находятся на грани исчезновения, есть растения, которые уже получили статус “исчезнувший вид” и потеряны для широкой общественности и специалистов.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами редких, исчезающих растений нашей области, нашего края; определим, почему необходимо беречь растения; что нужно сделать, чтобы сохранить их; выясним, что каждый из нас сделает, чтобы сохранить, сберечь флору, то есть мир растений.
3. Повторение пройденного материала
Учитель показывает Красную книгу растений и животных Российской Федерации.
У. Что я держу в руках?
Д. Красную книгу.
У. О чём или о ком могут рассказать читателю страницы этих книг?
Д. О редких и исчезающих видах растений и животных.
У. Почему эта книга красного цвета?
Д. Это цвет, предупреждающий об опасности.
У. Что такое Красная книга?
Д. Международный реестр (список, перечень), в который занесены сведения об исчезающих видах растений и животных.
У. Почему появилась эта книга?
Д. Чтобы люди могли узнать об исчезающих видах растений, чтобы оберегали их.
Знакомство с редкими растениями родного края. Слайдовая презентация “Растения из Красной книги Самарской области”. (Приложение 2)
В нашей стране, конкретно в нашей Самарской области много внимания уделяется охране растений.
Весной 2008 года издан I том Красной книги (1слайд) Самарской области. В неё вошли описания более трёхсот видов и мест произрастания редких и исчезающих растений нашего региона. Три года авторы – специалисты научных, высших учебных и природоохранных учреждений и организаций – занимались изучением, анализом, описанием и составлением каталога уникальных растений нашего края, некоторые из которых встречаются исключительно на территории Самарской области.
По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды
Самарской области Александра Фёдорова (2 слайд), места произрастания редких и исчезающих видов должны быть ограничены для любой хозяйственной деятельности, и Красная книга позволяет этого добиться, ведь это нормативно-правовой документ, который вводит категорический запрет на добычу, использование, продажу всего, что в неё занесено. “Если есть поле, через которое необходимо провести дорогу, то, прежде чем выдать разрешение, надо подтвердить отсутствие на нём редких и исчезающих видов растений”, – отметил министр.
В декабре этого года министерство планирует издать II-ой том Красной книги Самарской области – “Животные”. Также в планах, на следующий год, издание “Голубой книги” Самарской области, в которой будет собрана вся информация о водных объектах губернии. Ведь они сегодня нуждаются в не меньшей защите, чем флора и фауна.
Удивительным природным объектом является озеро Копейка (3 слайд). Это любимое место отдыха сельчан и горожан. А на горе Копейка, которое является памятником природы и охраняется государством, растут растения, которые занесены в Красную Книгу (прострел раскрытый, адонис весенний, фиалка надрезанная, лук медвежий, рябчик русский и другие). О растениях нашего края, занесённых в Красную книгу ребята приготовили небольшие, но очень интересные сообщения.
Ученики представляют каждое растение, включенное в презентацию, делают короткие сообщения. (Приложение 3)
4. Физкультминутка
“Ледокол-пантомима”
Встанем, ребята. Давайте изобразим без слов, с помощью мимики и жестов, настроение с которым жаловались растения. Изобразите, растение, которое высыхает от недостатка воды; которое прорастает из семечка и пробирается сквозь слой почвы на поверхность земли. А сейчас растение выросло в полный рост, зацвело – изобразите его.
Спасибо большое, вам, ребята!
Танец “Дождик”
Пригласим в класс “Дождик”. Так называется танец, который мы исполним, прежде чем продолжим работу дальше.
Прослушаем музыку, чтобы почувствовать динамику и ритм танца, который называется “Дождик”. Повторяйте движения вместе со мной.
Ветер – (на первые четыре такта) движения руками над головой. На следующие четыре такта двумя руками, перебирая пальцами, показываем падающий дождь. Повторяем дважды. Затем два хлопка, изображающие молнию, и два притопа – это гремит гром. Следом появляется радуга – мы показываем радугу, поворачиваясь сначала к соседу справа, а потом к соседу слева. Повторяем движения, пока звучит музыка.
Наше настроение изменилось, и мы готовы работать дальше.
5. Практическая работа “Ковёр идей”
– Садитесь. Представим себе, что мы депутаты Государственной Думы. Нас выбрали в собрание представителей. Мы должны издать законы об охране растений. Я, как председатель собрание представителей предлагаю вам разбиться на общественные комиссии. Ребята, с наклейками на спинке стула красного цвета, сядут за стол заседаний с красными цветами, а с жёлтыми – за стол с цветами жёлтого цвета.
Ребята занимают места за столом, на котором лежат листочки красного, зелёного, жёлтого цвета, по 2 клея, фломастеры, маркеры, блюдца с наклейками жёлтого и красного цвета.
– Каждой комиссии предстоит важная и ответственная работа. Установив причины исчезновения растений, вы должны издать важные законы, призванные охранять их.
– На ваших столах лежит всё необходимое для работы: листы цветной бумаги, фломастеры, клей. На первом этапе, уважаемые коллеги, вам предстоит определить причины исчезновения растений. Вы должны обдумать всевозможные ответы на вопрос, почему исчезают растения, написать их на листочках красного цвета, наклеить ответы на ватман так, чтобы можно было бы прочитать. Подумайте, кто будет записывать ваши мысли, кто клеить. На эту работу вам отводится 4 минуты. Итак, почему исчезают растения? Время пошло.
Ученики работают под тихую музыку в группах по 5–6 человек. Учитель корректирует работу групп.
– Время закончилось. Уважаемые депутаты, выберите доверенное лицо. Ваш представитель зачитает все ваши записи, то есть назовёт причины исчезновения растений. Ответ начинаем с фразы: “Растения исчезают потому что …..”.
Представители от каждой из команд зачитывают ответы.
– Спасибо! Вы знаете причины исчезновения растений. На следующем очень ответственном этапе нам предстоит подготовить проект законов, охраняющих растения. Зная причины исчезновения растений, обсудив, напишите, что же нужно сделать, чтобы растения не исчезали?
На работу у вас есть всего лишь 4 минуты. Ответы в этот раз записываем на листочках жёлтого цвета.
Ребята работают в группах, учитель помогает формулировать свои ответы.
– Представитель каждой комиссии зачитает свой проект Закона об Охране растений. Ответ начинаем с фразы: “Чтобы растения не исчезали необходимо ….”
Представитель комиссии зачитывает свой “проект Закона об Охране растений”.
– Переходим к третьему этапу составления Закона об Охране растений. На этом этапе каждый из вас уважаемые депутаты, ответит на вопрос: Что лично я сделаю для охраны растений? Какие конкретные действия предприму?
– Каждый из вас, ребята, напишет свои действия на листах бумаги зелёного цвета (одно действие на одной полоске). В этот раз листочки приклеивать на ватман не нужно. Если кто-то решит, что выполнит больше, то берёт ещё следующую полоску. На обдумывание и ответ у вас есть 2 минуты.
Ученики выполняют задание учителя.
– Теперь соберите все свои полоски в руках вашего представителя. Мы прочитаем все наши действия таким образом: по очереди представители читают ответы. Если в другой группе есть такой же ответ, то листочек убираете в сторону и читаете следующий ответ, чтобы ответы не повторялись.
Ученики зачитывают ответы, учитель приклеивает их на доске. Оставшиеся листочки с ответами приклеивают на свой ватман.
– Можно сказать, что работа по созданию проекта Закона об Охране растений закончилась. Перед вами статьи Закона. Вам осталось ещё раз прочитав их, оценить насколько реальны они в исполнении. Возьмите по одной наклейке красного и жёлтого цвета. Сейчас каждая группа по очереди подойдёт к доске и красную наклейку каждый из вас приклеит на том законе, который уже выполняет, а жёлтую на том законе, который обязательно будет выполнять. Приступаем к выборам.
Ученики подходят к доске, перечитывают и делают свой выбор.
6. Итог урока
– Как председателю собрания депутатов мне нужно подвести итоги работы.
– Работая вместе мы издали Закон об Охране растений. В него вошли такие статьи:……….
Учитель прочитывает листы с действиями учеников.
– Вы, уважаемые депутаты, выполняете такие статьи Закона как … …..
– В будущем собираются придерживаться таких статей Закона … человек.
Учитель прочитывает законы, набравшие большее количество голосов.
– Таким образом, Закон об Охране растений принят.
– Орфографические ошибки, которые присутствуют в статьях нашего Закона, мы исправим на уроках русского языка. Дома вам предлагаю нарисовать плакаты, призывающие всех обратить внимание на бережное отношение к растениям, к окружающей природе.
– Закончить урок хочу песней Юрия Антонова на слова А.Фадеева “Не рвите цветы”
Не рвите цветы! Не рвите!
Пусть будет нарядной земля!
А вместо букетов дарите,
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Звучит песня Ю.Антонова “Не рвите цветы!”
– Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.