Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии. Учащийся должен встречаться с данными технологиями не только на уроках информатики, но и в других сферах учебной деятельности, только тогда у него будет интерес, мотивация, навык, грамотность в использовании «электронного помощника» не только как объекта изучения, но и как хорошего инструмента в жизни и деятельности человека. В условиях модернизации общего образования в России существенно меняется содержательная основа учебников, учебно-наглядного материала, вводятся в практику преподавания предметов принципиально новые носители информации. Все чаще используются мультимедийные носители. Все это нацелено на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений, языковых и общекультурных навыков.
Вопросы использования при обучении подростков иностранным языкам компьютерной и видеотехники на уроках поднимались в советской дидактике еще в 80-е годы ХХ столетия. Это были практические разработки учителей школ крупнейших городов страны. Надо отметить, что эти разработки касались в основном технической стороны дела (Что включить? Как выйти в программу? Какие кнопки нажать? и т.д.). Множество статей в методическом журнале «Иностранные языки в школе» были посвящены практике использования лингафонного кабинета, кинопроектора, магнитофона.
Рост компьютеризации школ дает учителю иностранных языков возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание обучающихся и усиливает интерес к учебному предмету, с другой стороны, облегчает работу самого ученика и педагога.
Разрабатывая учебно-наглядные материалы в программе Power point для обучения французскому языку в условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, мы взяли для себя именно это современное направление в качестве ориентира на создание эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Теоретико-практическим инструментарием в данном случае нам может служить тестовая технология.
Дидактические материалы с использованием программы Power point является одним из важных шагов подготовки обучающихся к тестированию в рамках Единого государственного экзамена. Тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Оно имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками контроля: объективность контроля (исключает субъективный фактор взаимоотношений учителя и ученика); легкость и быстрота обработки результатов тестирования (экономия времени учителя); развитие логического мышления, внимания и памяти ребенка.
Таким образом, изменение уровня научно-технического оснащения современной жизни востребовало и кардинальное изменение оснащенности образовательного процесса современными техническими средствами обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях. Именно, исходя из задач модернизации и повышения качества современного российского образования, в рамках образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагоги Центра взялись за разработку дидактического материала по использованию мультимедийных средств обучения на уроках французского языка. Мы считаем перспективным и эффективным, развивающим кругозор и творческое отношение к процессу обучения у подростков с девиациями в поведении, педагогически и социально запущенных, с крайне низким уровнем семейного воспитания и развития данное направление в формировании коммуникативных умений и навыков на уроках французского.
Материалы по использованию слайд-презентаций на уроках иностранного языка разработаны педагогами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку для основной средней школы (с учетом специфики контингента обучающихся Центра).
Разрабатывая учебно-наглядные материалы в программе Power point для обучения французскому языку в условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, мы взяли для себя именно это современное направление в качестве ориентира на создание эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы, мы ставим перед собой задачу создания эффективной обучающей среды, комплексного использования технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, побуждающим к творчеству. В данной работе мы переносим акцент на формирование коммуникативной культуры, освоение общекультурных знаний, развитие умений работы с различными типами и источниками информации.
Наши учебно-наглядные пособия разработаны применительно к специфике нашего образовательного учреждения для детей со скрытым и явным отказом от обучения в школе, с проблемами в обучения, с большими пробелами в знаниях, умениях, учебных навыках, но составлены в полном соответствии с требованиями Примерной программы по французскому языку на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и могут быть применены любым учителем и учеником в 9 классе. Следующим условием для разработки данных рекомендаций стало наличие собственной базы материально-технических средств обучения, а также определенного уровня знаний и умений учителя.
Работа с данными материалами на уроках французского языка позволяет полнее реализовать принцип вариативности, что проявляется в возможности использовать различные средства обучения для решения учебных и коммуникативных задач.
Принципы преемственности на разных этапах обучения французскому языку реализуются за счет содержания, способов подачи материала и соблюдения принципов организации учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.
Учет межпредметных связей осуществляется за счет включения в работу наглядных материалов по страноведению (география, история, литература, музыка, общая культура искусство и т.д.). Информация на иностранном языке и по страноведению, получаемая при работе со слайдами, может быть использована не только для обучения иностранному языку, но для социокультурного развития ребенка и при выполнении проектов и работ по различным учебным дисциплинам.
Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы при изучении иностранного языка, при использовании слайдов на уроке французского языка мы ставим перед собой следующие задачи:
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на иностранном языке в различных ситуациях;
- понимать основное содержание аутентичных видеотекстов и слайд-презентаций познавательного характера на темы, связанные с личными интересами, познавательные темы, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
- оценивать важность/ новизну информации, определять свое отношение к ней.
Подбор слайд-презентаций по французскому языку и мультимедиаматериалов страноведческого характера ставит своей целью научить подростков использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что должно найти свое выражение:
- в успешном взаимодействии в различных ситуациях общения, соблюдении норм межкультурного общения;
- в расширении возможностей в использовании новых информационных технологий на уроках;
- в развитии процессов памяти, внимания, надпредметных способов учебной деятельности;
- в обогащении своего мировосприятия, осознания места и роли родного русского и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Главным направлением в работе учителя по подготовке и подбору упражнений и тестовых заданий по контролю понимания текстов, упражнений и тестов слайд-презентаций на уроках французского языка является деятельность ребенка, способствующая более прочному усвоению материала и созданию базы для активной последующей речевой деятельности.
Дидактический материал каждой слайд-презентации строится по принципу частично программированных пособий, которые должны отвечать следующим требованиям:
- наличие четко сформулированной, поддающейся измерению (оценке) учебной работы;
- возможность самопроверки и взаимопроверки;
- возможность индивидуализации обучения;
- расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответственными дозами информации;
- аутентичность языкового материала, его соответствие социокультурным требованиям современной жизни;
- соответствие материалов интересам подростков, их адаптированности к жизни в обществе;
- побуждение обучающихся к осуществлению межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и стран изучаемого языка, полученных на уроках французского языка и получаемых в процессе работы над учебными материалами.
Дидактические материалы слайд-презентаций позволяют развивать следующие компенсаторные умения обучающихся:
- развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств;
- развитие языковой догадки;
- формирование навыков использования словарей и другой справочной литературы;
- развитие умения прогнозирования содержания по имеющимся фактам, названию текстов, основному содержанию, фотоматериала презентации и т.д.
Таким образом, использование мультимедийных средств в Power point на уроке принципиально по-новому позволяет построить работу над одним из важнейших видов речевой деятельности – чтением аутентичных текстов с извлечением основной, частичной или полной информации (развитие умения понимать аутентичные тексты на французском языке с использованием визуальных заданий), а также работа над упражнениями и тестовыми заданиями, направленными на проверку понимания требуемой информации.
Видеоряд каждой слайд-презентации по определенной теме, которые используются для целей ознакомления, активизации языковых знаний, умений, навыков, организации речевых тренировок, воспроизводит однотипные ситуации, основное свойство которых заключается в их способности однозначно, безошибочно и с первого предъявления вызывать у обучающихся требуемую речевую реакцию. Значение видеоряда в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить единство содержания предъявляемого материала и значения, стимулировать осмысленную речевую (устную и письменную) активность обучающихся, в полной мере задействовав зрительные рецепторы ребенка.
Работа с данными материалами на уроках французского языка предъявляет особые требования к развитию ряда познавательных функций:
- развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;
- развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
- развитие интегративных функций – зрительно-моторных и зрительно-слуховых.
Привлечение в ход уроков французского языка в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения видеорядов - презентаций страноведческого характера и общекультурного содержания на французском языке способствует:
- формированию социокультурных навыков,
- расширению общего кругозора, развитию надпредметных способов учебной деятельности,
- возрастанию интереса к изучаемому иностранному языку через интерес к стране, культуре, современной жизни и ее истории
Учителю необходимо не только донести до детей интересную информацию на языке, но проверить понимание текста, результат концентрации внимания ребенком, умение переключать внимание. Учитель ставит в этом случае своей целью расширение кругозора подростка, развитие процессов восприятия информации, памяти и мышления.
Обучающиеся знакомятся с материалами по определенной теме страноведческого или социокультурного плана, имея четкую инструкцию по организации своей работы.
Использование данных материалов на уроках французского языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор знаний и коммуникативную культуру подростков, развивает языковую догадку, чувство языка, формирует лингвострановедческую компетенцию подростков, повышает интерес обучающихся к языку, а, следовательно, и мотивацию обучения.
В приведенных слайд-презентациях по страноведческому материалу к темам учебника «Синяя птица» за 6 класс (второй год обучения) Селивановой Н.А.. и Шашуриной А.Ю. (Нормандия, Швейцария, Париж) представлена следующая структура заданий по темам:
1 уровень (Работа проводится с опорой на прочитанный текст):
1. Прочтите текст и найдите в словаре пронумерованные слова (Lisez ces textes et trouvez les mots numerotes dans le vocabulaire);
2. Прочтите текст и выполните задания к нему (Lisez ces textes et faites les devoirs, Repondez aux questions suivantes);
3. Прочтите тексты и выполните тест (Lisez ces textes et faites le teste!). 4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)
2 уровень (Работа проводится без опоры на прочитанный текст, но у обучающегося есть возможность в случае необходимости вернуться к предыдущему слайду):
1. Прочтите текст и найдите в словаре пронумерованные слова (Lisez ces textes et trouvez les mots numerotes dans le vocabulaire);
2. Ответьте на вопросы по тексту, приведенному на предыдущем слайде (Repondez aux questions sur le contenu de ce texte a la page suivante); и т.д.
Список использованной литературы
1. Селиванова, Н. А. Синяя птица : Книга для учителя к учебнику французского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина. – М. : Просвещение, 2006. С. 3-16.
2. Селиванова, Н. А. Синяя птица : Учебник французского языка для 6 классов общеобразовательных учреждений / Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина. – М. : Просвещение, 2006. С. 3-32.
3. vnovokouznetsk.ru.
4. www.7travel.ru.
5. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.
6. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций. http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.htm.
7. www.chine-informations.com/actualite/vente-re