Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала

Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.

Цели:

  1. Обучающие:
  • сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов;
  • систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам;
  • охарактеризовать общие свойства кислот в свете ионных представлений;
  • сформировать понятие о ряде напряжений металлов.
  1. Развивающие:
  • продолжить формирование умений составлять ионные уравнения;
  • продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.
  1. Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, оценивать свою работу;

Методы обучения: фронтальный, проблемный.

Средства обучения: таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  На доске написан эпиграф: “Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает  
1.Организационный момент. В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Неправда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете?

Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока тема которого “Кислоты в свете теории электролитической диссоциации”. (Запись числа и темы урока в тетрадь)

Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите инициалы. Как его заполнять вам известно.

Лист самооценки: (Ф.И. учащегося)

1этап 2этап 3этап 4этап 5этап
         

Итоговая оценка:

Ответы детей:

- Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему.

2.Актуализация знаний.
  • О чем говорили на предыдущих уроках?
  • Что называют электролитической диссоциацией?
  • Какие вещества называют электролитами?
  • Что происходит в растворе с электролитом?
  • Что является причиной диссоциации электролита?
  • Что такое ионы?
  • Во что превращаются ионы под действием электрического тока?

Оцените свои знания. (2 этап)

  • Процесс распада электролита на ионы.
  • Вещества, растворы которых проводят электрический ток.
  • При растворении в воде электролиты распадаются (диссоциируют) на ионы.
  • Причина диссоциации электролита - гидратация.
  • Это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов.
  • В катионы и в анионы.
3.Целеполагание и мотивация. Мы продолжаем говорить об электролитической диссоциации.

Сегодня нам с вами предстоит выяснить: какими свойствами обладают кислоты как электролиты, от чего зависит электролитическая диссоциация кислот.

 
А что вам известно про кислоты? Где с кислотами мы можем встречаться в жизни? (Ожоги, обливают кислотой, проверка золота). Уксусная кислота.
  • А как вы думаете, какими свойствами могут обладать кислоты?
  • Как данные свойства можем использовать мы?
  • Где нам могут пригодиться эти знания?
  • Какие могут быть кислоты?

Оцените свои знания. (3 этап)

Летучесть, стабильность (неспособность разлагаться на воду и оксид)
4.Первичное усвоение учебного материала. Существует несколько классификаций кислот. Откройте учебник на странице 157. Рассмотрим таблицу №10. Какие понятия вызвали затруднения?
  • Как могут классифицироваться кислоты?
  • Дайте полную характеристику серной кислоты, формула которой H2SO4 (соляной кислоты, фосфорной, угольной) по изученной таблице.
  • Сделайте вывод по сказанному.
 
  • В чем различие между кислотами?
  • А в чем их сходство?
  • Что же называют кислотами с точки зрения электролитической диссоциации?
  • Запишите уравнения электролитической диссоциации тех кислот, которым мы давали характеристику (по одному у доски, одну в тетради самостоятельно)
  • Какие это электролиты?

Оцени свои знания (4 этап)

В том, что при электролитической диссоциации образуют катионы водорода, которые и обусловливают ряд общих химических свойств.
  Перед вами три пробирки, в одной из которых вода, во второй – щелочь, а в третьей – кислота. Как распознать эти вещества? Предложите свои версии.

Первая версия: использовать индикатор (таблица на стенде, универсальная индикаторная бумага).

Проверяем универсальной индикаторной бумагой. Цвет – малиновый.

Вторая версия: изучить свойства кислот при взаимодействии с другими веществами (например с металлами).

(Положить цинк во все три пробирки).

Существует предположение о том, что все металлы могут реагировать с кислотами?

Проводим опыт. В три пробирки налито по 1 мл серной кислоты. В первую пробирку положим гранулы цинка, во вторую – алюминий, в третью - медь . Пронаблюдать за происходящим. Объясните результаты опытов. Почему в первых двух пробирках реакция идет, а в третьей нет? Может пробирку подогреть?

(В пробирке с медью реакция не идет).

А почему в пробирке, где находится медь, никаких изменений не происходит? Чем же это объясняется?

Поможет нам в этом вопросе разобраться электрохимический ряд напряжений металлов. Чтобы уметь им пользоваться, необходимо знать несколько правил. Запишем их.

  1. Металл в ряду напряжений должен находиться до водорода.
  2. При взаимодействии металла с кислотой должна получиться растворимая соль.
  3. Кислота должна быть растворимой.
  4. Концентрированные и разбавленные растворы кислот взаимодействуют с металлами иначе.
  5. Щелочные металлы с кислотами не взаимодействуют.

Объясните теперь результаты опытов. Запишите уравнение той реакции, которая прошла.

H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2

  • Является ли данная реакция реакцией ионного обмена?
  • По какому признаку определили?
  • Запишите полное и сокращенное ионные уравнения.

Оцените себя на данном этапе. (5 этап)

 
4.Осознание и осмысление учебного материала. Спросите что непонятно. Сделайте вывод по изученному материалу.
  • Как теперь вы можете отличить кислоты от других растворов?
  • В чем отличие кислот друг от друга?
  • В чем сходство?
  • Любой ли металл может реагировать с кислотами?
  • Как определить может ли металл реагировать с кислотой?
  • Как и где вы можете использовать в жизни полученные знания?

(Задание с доски)

Закончи молекулярные уравнения возможных химических реакций и запиши соответствующие им ионные уравнения. Если реакция не осуществима объясни, почему.

Zn + HCl =
Cu + HNO =
Zn + HCO =
Fe + HCl =

Оцените себя на данном этапе урока. (6 этап)

 
5. Закрепление. Проверим себя.

Закончи предложение.

  • Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют …(катионы водорода и анионы кислотных остатков)
  • По наличию кислорода серная кислота - …(кислородосодержащая).
  • Универсальная индикаторная бумага в кислоте станет... (малиновой).
  • Из перечисленных веществ Ca, Zn,Al с серной кислотой будет реагировать…
  • Запиши уравнение диссоциации соляной кислоты.

(Взаимопроверка с доски)

Оцените себя.

 
6.Домашнее задание. Стр.156 – 157, 158 – 159.№1,2 стр.159.  
7.Итоги. Рефлексия. Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали “4” или “5” скажите вслух “Я молодец!”

Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела. Цвет раствора изменился. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал?

Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку.

Спасибо за работу!