Тип урока: изучение нового материала
Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.
Цели:
- Обучающие:
- сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов;
- систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам;
- охарактеризовать общие свойства кислот в свете ионных представлений;
- сформировать понятие о ряде напряжений металлов.
- Развивающие:
- продолжить формирование умений составлять ионные уравнения;
- продолжать формировать умения работать с таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот.
- Воспитательные: способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, оценивать свою работу;
Методы обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения: таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тетради, доска, таблицы на печатной основе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
На доске написан эпиграф: “Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает” | ||||||||||||
1.Организационный момент. | В начале урока хочу обратить ваше
внимание на эпиграф. Прочтите его. Неправда ли,
противоречивое высказывание? Как вы его
понимаете? Я предлагаю обдумать его и проверить справедливость этих слов в течение нашего урока тема которого “Кислоты в свете теории электролитической диссоциации”. (Запись числа и темы урока в тетрадь) Работать будем с оцениванием каждого этапа урока. У каждого на парте лист самооценки. Подпишите инициалы. Как его заполнять вам известно. Лист самооценки: (Ф.И. учащегося)
Итоговая оценка: |
Ответы детей: - Должно быть наоборот. Мы, узнавая что-то новое, решаем проблему. |
||||||||||
2.Актуализация знаний. |
Оцените свои знания. (2 этап) |
|
||||||||||
3.Целеполагание и мотивация. | Мы продолжаем говорить об
электролитической диссоциации. Сегодня нам с вами предстоит выяснить: какими свойствами обладают кислоты как электролиты, от чего зависит электролитическая диссоциация кислот. |
|||||||||||
А что вам известно про кислоты? Где с кислотами мы можем встречаться в жизни? (Ожоги, обливают кислотой, проверка золота). | Уксусная кислота. | |||||||||||
Оцените свои знания. (3 этап) |
Летучесть, стабильность (неспособность разлагаться на воду и оксид) | |||||||||||
4.Первичное усвоение учебного материала. | Существует несколько классификаций
кислот. Откройте учебник на странице 157.
Рассмотрим таблицу №10. Какие понятия вызвали
затруднения?
|
|||||||||||
Оцени свои знания (4 этап) |
В том, что при электролитической диссоциации образуют катионы водорода, которые и обусловливают ряд общих химических свойств. | |||||||||||
Перед вами три пробирки, в одной из
которых вода, во второй – щелочь, а в третьей –
кислота. Как распознать эти вещества? Предложите
свои версии. Первая версия: использовать индикатор (таблица на стенде, универсальная индикаторная бумага). Проверяем универсальной индикаторной бумагой. Цвет – малиновый. Вторая версия: изучить свойства кислот при взаимодействии с другими веществами (например с металлами). (Положить цинк во все три пробирки). Существует предположение о том, что все металлы могут реагировать с кислотами? Проводим опыт. В три пробирки налито по 1 мл серной кислоты. В первую пробирку положим гранулы цинка, во вторую – алюминий, в третью - медь . Пронаблюдать за происходящим. Объясните результаты опытов. Почему в первых двух пробирках реакция идет, а в третьей нет? Может пробирку подогреть? (В пробирке с медью реакция не идет). А почему в пробирке, где находится медь, никаких изменений не происходит? Чем же это объясняется? Поможет нам в этом вопросе разобраться электрохимический ряд напряжений металлов. Чтобы уметь им пользоваться, необходимо знать несколько правил. Запишем их.
Объясните теперь результаты опытов. Запишите уравнение той реакции, которая прошла. H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2
Оцените себя на данном этапе. (5 этап) |
||||||||||||
4.Осознание и осмысление учебного материала. | Спросите что непонятно. Сделайте вывод
по изученному материалу.
(Задание с доски) Закончи молекулярные уравнения возможных химических реакций и запиши соответствующие им ионные уравнения. Если реакция не осуществима объясни, почему. Zn + HCl = Оцените себя на данном этапе урока. (6 этап) |
|||||||||||
5. Закрепление. | Проверим себя. Закончи предложение.
(Взаимопроверка с доски) Оцените себя. |
|||||||||||
6.Домашнее задание. | Стр.156 – 157, 158 – 159.№1,2 стр.159. | |||||||||||
7.Итоги. Рефлексия. | Как вы оценили себя на протяжении всего
урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы
заработали “4” или “5” скажите вслух “Я
молодец!” Обратимся к нашему эпиграфу. Возникли ли у вас противоречия? А у меня возникли. При подготовке к уроку, когда я проводила опыты с медью, вместо меди я взяла оксид меди, смесь нагрела. Цвет раствора изменился. Оксид меди прореагировал с раствором серной кислоты. Это о чем говорит? Да, произошла химическая реакция? Почему медь с раствором кислоты не реагирует, а оксид меди прореагировал? Вернемся снова к эпиграфу. Что вы думаете по этому поводу? Ответ на этот вопрос постарайтесь найти дома при подготовке к следующему уроку. Спасибо за работу! |