Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: урок – экскурсия в творческую мастерскую писателя.
Цель урока: формирование образа территории средствами художественной литературы. (Презентация, слайд 1)
Задачи урока:
- Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об основных особенностях природы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
- Развивающие:
- Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления и выразительными средствами литературного языка.
- Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные:
- Воспитание у школьников потребности читать, знакомиться с художественными и научно- популярными произведениями
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе. (Презентация, слайд 2)
Средства обучения: карта “Природные зоны России”, таблицы – картины из серии “Природа нашей Родины”- “Арктическая пустыня”, “Тундра”, “Животный мир Арктики”, “Животный мир тундры”, значки на магнитах - объекты Севера России, животные и растения Севера, магнитная доска с контурной картой России, аудиозаписи “Звуки природы”, учебник И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. (Презентация)
Оформление доски: слова - ассоциации, словарные слова, девиз урока, экран, проектор.
Раздаточный материал: тексты из произведений В.Бианки “На Оби”, Е.Марысаева “Северные новеллы”, лото №1, №2.
Оформление кабинета: Выставка книг о природе Севера: В.Бианки, Е.Марысаева, И.А. Зотикова “Саги полярных морей, Л.Лапцуй “Наше стойбище”
Межпредметные связи: русский язык, литература
Внутрипредметные связи: география материков и океанов, тема “Природные зоны Евразии”.
“Описательный рассказ, книга, повествование часто помогают найти ту необходимую деталь вокруг которой можно выстроить урок…” В. Сухомлинский. Избранные произведения Киев,1980, -т.5 – с. 604.
- Организационный момент.
Звучит стихотворение на фоне шума моря, прибоя и криков чаек (аудиозаписи из серии “Звуки природы"). (Слайд 3)
Летит Земля с восхода до восхода,
Из года в год со скоростью мгновенной.
Великая! В ногах у пешехода
И капельная точка во Вселенной.
Единая! С шестью материками
И выводками разных островов.
Спеленатая мягко облаками
Овеянная тысячью ветров…..
Ей колыбельную поют метели
И солнце на рогах несут олени…
- Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Поможет нам в этом рубрика “Почему мы так говорим” нашего учебного стенда “Учись учиться”. |
На север, к океану, в тундру….и т.д.
|
- Арктический
- Восприятие учебного материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Если дороги наших учебных путешествий привели нас
на Север. Мы попробуем сегодня написать и рассказать свою Сагу о
Великом Севере. На доске представлен ряд ассоциаций, которые вызвало у вас понятие “север” при изучении темы “Растительный и животный мир России” (слайд 6). Задание: Составьте словосочетания, используя предложенные слова. Если необходимо употребите их во множественном числе. |
|
Слова - ассоциации для словосочетаний
Прилагательные: неприступный, могучий, неоглядный, неохватный, необозримый, сказочный, потрясающий, причудливый, удивительный, таинственный, загадочный, бесконечный, грандиозный, впечатляющий, непостижимый.
Существительные: территория, простор, мир, пейзаж, даль, ширь, простор, облик, океан, вид, картина, путь, уголок, место, окраина.
Примеры: неоглядная даль, удивительный облик, причудливый вид, сказочный пейзаж и т.д.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Отправляясь в путешествие, мы должны взять с собой
не только хорошее настроение, но и наши знания, ведь мы не можем
обойтись без общения в пути.
|
(На лист 1 с определениями накладывают соответствующие понятия из 2 листа)
Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотка, Ямал. Моря: Белое, Берингово, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Карское, Чукотское Острова: Новая земля, Новосибирские, Врангеля, Северная земля…
|
Ф.Нансен, побывавший на Севере, писал о нём “страна льда и тьмы”, С.Цвейг “страна белой смерти”. Такой была их встреча с Севером (слайд 8).
- А что знаете о Севере Вы? (Беседа с обучающимися)
Сегодня мы с Вами побываем в творческой мастерской писателей В. Бианки и Е. Марысаева (слайд 9). В своих произведениях “На Оби” В.Бианки и “Северные новеллы” Е.Марысаев описали неповторимые уголки Севера. Есть в них могучая сила притяжения, которая звала сюда этих замечательных людей. Их неудержимо влекли айсберги и торосы Арктики, зигзагообразные, словно молнии хребты Камчатки, завораживающие всполохи северного сияния, бескрайние болота Западной Сибири, синеокие озёра Кольского полуострова и Якутии (слайд 10). Сегодня мы узнаем, какие краски и слова нашли они для описания своих встреч с Севером (слайд 11).
- Формирование ЗУН.
Работа с текстами из произведений (приложение 2.)
- Как Евгений Марысаев повествует о встрече солнца и льда, о встрече ветра и скал? Подберите из текста эпитеты, какими описаны встречи. /Отрывок образ Арктики/ (Слайд 12)
- Какими чувствами окрашена встреча человека и солнца в тундре, описанная В. Бианки? /Отрывок полярный лес/ (Слайд 13)
- Знакомясь с образом тундры и лесотундры, описанным В. Бианки, подберите слова к сражению леса и севера. /Отрывок лесотундра /
- Встреча человека и медведя в арктическом посёлке. Какие слова найдены Е.Марысаевым для создания образа хозяина северных просторов? /Отрывок хозяин Арктики/ (Слайд 14)
- Знакомясь с образом тундры и лесотундры, описанными В.Бианки, подберите метафоры к сражению леса и севера. /Отрывки лесотундра и ... светло в мире/
- Встреча, с какими обитателями тундры доставляет огорчения? /Отрывок образ тундры/
- Какие трудности несёт Север человеку? /Выберите ответы из предложенных текстов/
- Что значит запутаться в полярном лесу? Что дает человеку ерник- полярный лес? (Слайд 15-16)
- С кем сравнивает В. Бианки оленей? (Слайд17)
- Какие ещё встречи описаны в сагах. (Слайд 18)
- Рефлексия
- Какие места в данных отрывках о природе Севера были наиболее интересными для Вас? Отметьте их!
- Какие описания заставили задуматься, переживать? Подчеркните.
- Закрепление
Работа с карточками лото 2.
- Задание 1. Работая в парах, отберите карточки лото с признаками зоны арктических пустынь и зоны тундры.
- Задание 2. На контурных картах пометьте значком WWF территории, взятые под охрану Всемирным фондом дикой природы. Это тундры Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки (слайд 19).
Подошла к концу наша экскурсия в творческую мастерскую писателей В.Бианки и Е.Марысаева. Я думаю, что Вы самостоятельно продолжите знакомство с творчеством этих и других авторов, которые слагают о Великом Севере свои саги, посетив нашу сельскую библиотеку. Север до сих пор таит бездну проблем, массу загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов, увлекательных загадок.