Цели:
- познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;
- совершенствовать речь учащихся;
- развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к людям – защитникам Родины;
- учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
Оборудование урока:
- Фотовыставка “Солдатские письма”.
- Выставка книг “Письма с фронта”.
- Музыкальное оформление – фонограмма песен: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова), “Жди меня” (музыка М.Блантера, слова К.Симонова), аудиозапись песен: “Темная ночь” (музыка Н.Богословского, слова В.Агатова), “Полевая почта” (музыка Ю. Левитина, слова Н.Лабковского”).
- Компьютерная презентация. На слайдах – эпиграф урока; репродукции картин российских художников: А.Лактионов - “Письмо с фронта”, В.Таутиев – “Май 1945 года”, В.Ерофеев – “Вернулся. 1945 год”; фотографии.
Ход урока
“Пишите письма”, ради всего святого!
Пишите письма, хотя бы два слова!
Осенью, летом, в снегопад, в зной,
Пишите мамам: “Я – живой!”
Самое главное: “Я – живой!”
Самое важное: “Я – живой!”
Виктория Ильина
- Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. Слово учителя.
Расставаясь с друзьями, уезжающими от нас в другие города и страны, провожая на вокзалах и в аэропортах наших родных и близких, мы просим: пишите! И обещаем сами: я напишу, напишу…
И пишем. Коротко или длинно, умело или неловко, впопыхах, в постоянной спешке нашей насыщенной событиями жизни. Заклеиваем конверты и опускаем их в почтовые ящики, доверяя обыкновенной почтовой бумаге свои мысли, чувства, надежды.
К сожалению, пишем все реже. Эпистолярный жанр сейчас оттеснен современными ритмами, темпами, телефонной связью, Интернетом. Вы любите получать письма? Сегодня мы будем учиться писать их.
- Словарная работа.
- Эпистолярный
- Исторический экскурс. Слово учителя.
Письмо! Пожалуй, его история лишь немного короче истории человеческого общества. Ведь и тогда, когда на Земле не существовало письменности, была у людей потребность в общении, причем не только с теми, кто постоянно рядом.
Писание писем распространилось со времен античности. Они сочинялись как литературные произведения. Древние риторики и “письмовники” давали правила переписки и образцы искусства писать письма. Задача письма – “называть вещи своими именами”. “Письменный разговор с отсутствующим собеседником” - это “полное выражение нравственного облика человека”, “изображение души” и рассказ “о простом деле простыми словами”.
Знаменитыми образцами эпистолярной литературы стали письма Цицерона, Горация, Сенеки, Эпикура. В России выдающимся событием были “Письма русского путешественника” Н. М. Карамзина (XVIII век).
- Обучение написанию письма.
- Слово учителя.
В повседневной жизни нередко приходится писать письма. Письма бывают личные и официальные, деловые. Соответственно и требования к их содержанию и оформлению различны.
- Знакомство с составными частями письма. Запись их в тетради.
В культурно оформленном письме выделяют составные части:
- дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;
- обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение;
- вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;
- основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;
- заключение – изъявление чувств преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись.
- постскриптум (лат. – после написанного) При законченном уже письме бывает иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P.S. или N.B. (Что значит post scriptum или nota bene) и за ним приписывается забытое.
- Особенности эпистолярного жанра. Запись в тетради.
- обращения;
- лирический подтекст;
- разговорная лексика;
- вопросительные и восклицательные предложения;
- вводные слова;
- сложные предложения;
- повторы и другое.
- Основные правила написания письма. Краткие сообщения учащихся.
- Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подбирайте слова и так же составляйте фразы;
- Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Пишите просто, задушевно.
- Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова.
- Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками. Почаще заглядывайте в орфографический словарь.
- Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
- Беседа с учащимися.
- Какие составные части можно выделить в письме?
- Что такое постскриптум?
- Назовите особенности эпистолярного жанра.
- Назовите основные требования к содержанию письма.
- Как правильно оформить письмо?
- Какие вы знаете пословицы, связанные с письмами, письменной речью? Как вы их понимаете?
- Что написано пером, того не вырубишь топором.(Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.)
- Легче работать пером, чем топором. (Так считает неграмотный человек.)
- Бумага все стерпит. (Говорят, когда сомневаются в правдивости написанного.)
- Нужно уметь читать между строк. (Нужно уметь догадываться о дополнительном, скрытом смысле сказанного или сделанного.) От одного слова да навек ссора.
- Ветер рушит горы, а слово – дружбу. (Необдуманное слово может поссорить.)
- Каждое письмо стоит ответа. (Ничего не может быть невежливее и предосудительнее, как не ответить на полученное письмо.)
- Литературно-музыкальная композиция “Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь…”
Вступительное слово учителя.
Наш урок проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной, из Афганистана, из Чечни… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.
На слайде высвечивается эпиграф:
А письма
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков
Чтец 1-й: Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Чтец 2-й:
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.
Учитель:О чем думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.
Боец:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.…Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, вот здесь, на войне,
Приятели, книжки, московские споры,
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!…И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э.Асадов
Учитель: Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу
Чтец:
Здравствуй, папа!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький! Голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
это так… от радости…
Твой сын.
Учитель: Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Они, эти письма, удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах все: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. А если одним словом – в этих письмах жизнь!
Боец:
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая.
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
И.Уткин
Звучит фонограмма песни “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова). На фоне мелодии читаются стихи, слова припева повторяет старшеклассник.
Чтец:
Я читаю письмо,
что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу
номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором
Мой отец написал моей маме
перед тем, как идти
в свой решительный бой.
“Дорогая моя.
на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья.
Тишина на крутом берегу…
Дорогая моя,
поцелуй ты крепче сынишку.
Знай, что вас от беды
я всегда берегу”.
Я читаю письмо.
И как будто все ближе
тот тревожный рассвет
и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо,
и сквозь годы отчетливо слышу
я сейчас те слова,
что сказал перед боем отец.
Я читаю письмо.
А за окнами солнце смеется.
Новостройки растут.
И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо.
И уверен, что, если придется,
Все, что сделал отец,
Я сумею всегда повторить.
Учитель: Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали его. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.
Звучит песня “Жди меня” (музыка М.Блантера, слова К.Симонова).
Учитель: Поэт Константин Симонов так объяснял историю создания стихотворения “Жди меня”: “Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением”.
Своеобразным ответом на стихотворение “Жди меня” стали стихи фронтового поэта Ильи Эренбурга.
Девушка:
Я буду ждать!
Так ждать, чтоб даже память вымерла,
Чтоб стал непроходимым день,
Чтоб умирать при милом имени
И догонять чужую тень,
Чтоб не довериться и зеркалу,
Чтоб от подушки утаить,
Чтоб свет своей любви и верности
Зарыть, запрятать, затемнить,
Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,
Чтоб вздох и тот зажать в руке,
Так ждать, чтоб мёртвый он почувствовал
Горячий ветер на щеке.
И.Эренбург
Чтец: Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.
О письмах из Афганистана говорили: письма с войны. А это письмо уже с другой войны – чеченской. Его написал из Чечни житель нашего города, двадцатилетний Шмаков Сергей. Он готовил себя к армейской службе, занимался спортом, мечтал стать десантником. Но не получилось. “…Конечно, было очень обидно первое время. Я был в ужасном трансе… Конечно, хотелось прийти домой в красивой форме, с престижной печатью в военнике, но раз так вышло, значит, судьба. Я и так горжусь, что служу в зоне чрезвычайного положения и что от части и от меня зависит покой России с южных границ”. Шмаков Сергей посмертно награжден орденом Мужества.
Чтец: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.
Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
М.Львов
- Домашнее задание.
Напишите сочинение на одну из тем:
- “Письмо ветерану”,
- “Письмо солдату в армию”,
- “Письмо погибшему герою”,
- “Письмо режиссеру или героям художественного фильма “Мы из будущего”.
Литература:
- В часть не вернулся. Книга Памяти о воинах соединений, частей и подразделений специального назначения, погибших в Афганистане. 1979-1989. Том 1.М., “Международные отношения”, 2001.
- Говорят погибшие герои. / В. А. Кондратьев, З. И. Политов. – Политиздат, 1975.
- Лирика 1940-х годов / Сост. В. В. Вакуленко. Фрунзе: Кыргызстан, 1977.
- К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.
- Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.
- Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.
- Последние письма с фронта. Том 1, 2. М., Воениздат, 1991.
- Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь В. И. Зимин, М..”Школа-пресс”, 1994.
- Энциклопедия этикета для детей. И. Панкеев. М., “Олма-пресс”, 2005.