Учет психологических особенностей младшего школьника при выборе содержания урока с целью реализации личностного подхода.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся. Как же сделать урок интересным? Все ли уроки могут быть интересными? В чем истоки интереса?
По словам В.А. Сухомлинского: «Урок идет интересно – это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда, даже, изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека».
Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, в этом чувствовали собственный труд и успех, что само по себе представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда не мыслимы ни интерес, ни внимание школьников.
Очень важной задачей является постоянное поддерживание, углубление желания ученика быть открывателем, реализовывать это желание с помощью глубоко продуманного содержания урока, методов и приемов, средств обучения. При этом в первую очередь опираться на знание психологии младшего школьника.
Младшие школьники – это дети от 6 до 10 лет – ученики начальной школы.
Именно этот возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности.
На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей.
В этот период существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимулов, а большую роль – информационные; совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению.
Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности. Ребенок научается управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением.
Характеризуя развитие мышления первоклассника, можно сказать, что оно в большей степени выражено наглядно-образным: ребенок способен вычленять существенные свойства и отношения предметов окружающего мира; использовать схемы и схематические изображения; способен к обобщению (на уровне конкретных предметов). Для него характерен начальный уровень развития логического мышления: способность к выводам на основе имеющихся данных.
К 3-4 классу – овладевает приемами понятийного мышления: способностью устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями.
Сформированность важнейших учебных действий развивается от умения выделить ее в цель деятельности, сформированности внутреннего плана умственных действий, умений выполнять задания взрослого – к ориентации на всю систему требований, заданных учебной задачей, к навыкам логических операций, систематизации знаний, переносу учебных навыков.
Развитие речи – от понимания смысла текста или простых понятий – к пониманию смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику, к использованию речи как инструмента мышления, грамотности и богатому словарному запасу.
Развивается тонкая моторика от сложной двигательной активности при обучении письму к понятности письма, аккуратности оформления работ.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности – от способности сосредоточено работать в течение 15-20 мин., способности работать в едином темпе со всем классом – к сохранению учебной активности в течение всего урока, адаптации к учебной нагрузке.
Наиболее важным новообразованием в этом возрасте является формирование личности школьника.
Под личностью понимают человека, становящегося субъектом своей жизни, определяющего свою линию жизни в окружающем его обществе, занимающего в этом обществе определенное место и исполняющего свою особую роль.
Следовательно, школьник является личностью в той мере, в какой у него формируются и развиваются волевые свойства, делающие его субъектом своей жизни, умеющим намечать линию своей жизни, управлять своим поведением и деятельностью для осуществления этой линии жизни.
При этом у школьника должны развиваться и крепнуть социальные качества – взгляды, убеждения, мировоззрение, определенное отношение к окружающему миру, людям и к самому себе.
Выделяют следующие виды ценностности психического развития личности:
- Ценностность реально-практического функционирования.
- Ценностность учебной деятельности:
а)действовать по образцу;
б) действовать в соответствии с требованиями взрослых;
в) действовать в соответствии с требованиями данной ситуации. - Ценностность отношения к себе:
а) утверждение себя через качество выполняемой деятельности;
б) утверждение себя через отношение к себе окружающих. - Ценностность общения.
- Ценностность познавательной деятельности.
Каждая из видов ценностности обуславливает развитие определенных сторон в психике ребенка. Поэтому развитие личности школьника является важнейшей задачей учителей начальных классов. И первое, что необходимо делать, - это формировать у учащихся нужную мотивацию.
При этом необходимо учитывать особенности мотивационной сферы первоклассника:
- желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения;
- устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности) характеризуется отсутствием выраженных противоречий между: требованиями школы и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка.
Наличие и характер учебной мотивации для ученика 3-4 классов характеризуется предпочтением «трудных» заданий, ориентацией на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявлением интереса к закономерностям, принципам. Наличием мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.
Учитывая это, учитель начальных классов должен так организовать и проводить учебный процесс, чтобы:
- Детям не было скучно, чтобы постоянно удовлетворялась их потребностям в эмоциональном насыщении.
- У них не иссякло, а наоборот, возрастало желание, стремление учиться.
- Возникали новые и укреплялись имеющиеся познавательные интересы, склонности к различным видам деятельности.
- Формировались личностные качества: адекватная самооценка, самоанализ, нравственные привычки поведения, альтруистический эгоизм, эмпатия (постижение эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания), развивались коммуникативные и организаторские способности.
- Формировались и укреплялись правильные, разумные умения учиться.
- Учащимися была представлена свобода и возможность для развития своих добрых природных задатков и, наоборот, в классе должна быть создана такая обстановка, которая препятствовала бы проявлению недобрых, асоциальных задатков.
Для этого:
- Обучение должно вестись в зоне ближайшего развития, т.е. в той зоне овладения действиями, когда дети самостоятельно эти действия выполнить еще не могут, но при помощи учителя научаются их выполнять и в результате переходят на уровень актуального развития в отношении этих действий.
- Процесс обучения должен состоять из постановки перед учащимися каких-то проблем, задач, из свободного обсуждения анализа этих проблем, из коллективной разработки плана решения проблемы, преодоления трудностей, возникающих при этом, и осуществления намеченного плана, из обсуждения полученных результатов и перехода к следующей проблеме, вытекающей из разрешенной. Обучение должно вестись так, чтобы перед учащимися все время стояли какие-то трудности, а их учение было нацелено на преодоление этих трудностей.
- Ученик должен овладевать знаниями и умениями лишь в процессе собственной деятельности.
- Учиться не только у учителя, но у своих сверстников.
- Важно, чтобы весь процесс обучения пронизывали игра и эстетика.
- Деятельность ученика должна быть мотивирована и осмыслена.
- После изученной темы уметь составлять или схему изученного.
- Использовать ТСО.
- В 3-4 классах переходить на более интенсивное изучение учебного материала с целью подготовки перехода в среднее звено.
Урок может быть использован в рамках традиционной программы и в рамках ОС «Школа 2100»
УРОК ЧТЕНИЯ (4 класс). ТЕМА: РИФМА. ВИДЫ РИФМЫ.
Цели урока:
- сформировать знания о рифме и ее видах;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, самостоятельного подбора рифм и рифмования стихотворных строчек;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать внимание, творческое воображение;
- воспитывать интерес к предмету и культуру общения.
I. Учитель: сегодня на уроке вам придется читать, говорить, высказывать свои мысли, советоваться с товарищами. Речь ваша должна быть четкой, выразительной.
Для этого проведем небольшую разминку:
а) артикуляционная гимнастика:
– движение языка по верхним зубам (лево-право) два раза;
– движение языка по нижним зубам (лево-право) два раза;
– круговые движения языком (лево-право) два раза;
– цоканье под счет в заданном темпе;
– «улыбка»-«трубочка» (несколько раз)
б) дыхательная гимнастика;
в) чтение скороговорки:
ЖУРЧАЛИ РУЧЬИ И УРЧАЛИ.
ЖУЖЖАЛИ ШМЕЛИ НАД РУЧЬЯМИ.
- чтение скороговорки с заданной интонацией:
- чтение скороговорки с заданным логическим ударением;
- чтение скороговорки в максимально быстром темпе.
II. Учитель: вы готовы к дальнейшей работе.
Сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к творчеству замечательного человека, который начал писать еще подростком. Однажды его тетрадь с произведениями попала в руки А.С. Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».
Я говорю о Федоре Ивановиче Тютчеве. Послушайте: (читаю стихотворение: «Весенняя гроза»).
Беседа по вопросам.
- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
- Какие слова вызывают чувство бодрости, радости?
- Встретились ли незнакомые слова?
- Как сам автор относится к весенней грозе? Какие слова показывают отношение Ф.И. Тютчева к весенней грозе?
- Найдите образные выражения (грохочет резвяся и играя, раскаты молодые, перлы дождевые, нити золотит, поток проворный).
- Что можете сказать о звукописи стихотворения? (повторяется созвучие согласных) Для чего автор использует это прием?
- Каким голосом нужно читать стихотворение? Какие строки нужно прочитать более сдержанно, более лирично?
- Отработка выразительного чтения:
а) 1, 2 строфы – чтение с использованием приема «Эхо» (ученики повторяют за учителем, соблюдая интонацию, паузы, логические ударения);
б) 3 строфа – самостоятельное чтение по схеме, в которой указаны паузы и логические ударения
: - При наличии свободного времени еще один ученик выразительно полностью читает стихотворение.
III. Учитель: послушайте внимательно то, что я сейчас прочитаю:
Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. По канавам бегут звонкие ручейки. Быстро шагает весна. Набухли и лопнули почки. Оживают поля и леса. В небе слышатся первые раскаты грома.
– Что объединяет этот фрагмент и произведение Ф.И. Тютчева? (одна тема)
– Можно ли, в таком случае, утверждать, что это произведения одного жанра?
– К каким жанрам они относятся?
– Чем стихотворение отличается от рассказа? (рифмой)
– Что такое рифма? Прочитать по словарю Даля (стр. 565).
– Вы умеете составлять рифмы, или рифмовать слова?
Ученики подбирают рифмы к словам:
Весна – (красна)
Грачи – (трубачи)
Скворец – (певец)
Поют – (клюют)
– Ребята, у нас получились стихи? (нет)
– Почему? (нужны стихотворные строчки)
Исходя из этого, я хочу предложить вам более полное определение рифмы:
(Определение написано на доске) РИФМА – это созвучие слов в окончании стихотворных строк.
Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм. (ученики подчеркивают ключевые слова в определении)
Давайте вместе попробуем сочинить небольшой стих:
Она весну встречает –
Сережки… (надевает)
Накинута на спинку
Зеленая …(косынка)
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь…(березку).
Динамическая пауза под музыку.
Гимнастика для глаз (Методика Базарного).
IV. Учитель: стихи каждого поэта отличаются оригинальностью, чем-то особенным, что позволяет по нескольким строфам узнать автора. Это можно объяснить многим. Но я хочу предложить вам для раздумья такую гипотезу: «Рифмы бывают разные». Попробуем это доказать.
Класс делится на группы. Каждой группе предложено четверостишие(Каждая строчка на отдельной полоске бумаги).Учащиеся находят рифмующиеся строчки, дают название рифме, делают вывод о том, что рифмы бывают разные.
1 гр.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручья бегут, звеня.
2 гр.
Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист
3 гр.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Вывод: рифмы бывают парные, перекрестные, опоясывающие.
Теперь попробуйте определить какую рифму использовал Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза». (перекрестную)
IV. Учитель: Сейчас вы получите сложное задание.
У вас на партах есть строчки из строф стихотворения. Вы должны быстро сложить четверостишие и прочитать стих, используя парную или смежную рифму.
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (М. ПЛЯЦКОВСКИЙ)
1 гр.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие.
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
2 гр.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются.
Ушла зима со стужами
Сугробы стали лужами.
3 гр.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные,
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Учитель:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – (весеннее!)
А какое настроение у вас? Вам понравилось сочинять стихи?
V. Подведение итогов. Оценки.
VI. Домашнее задание: Стихотворение Ф.И. Тютчева выучить наизусть. По желанию придумать четверостишие о весне. Определить в нем вид рифмы.
VII. Для настоящего поэта писать стихи – все равно, что дышать, жить. Известный поэт К.Д. Бальмонт рассказал:
«КАК Я ПИШУ СТИХИ»
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после, и потом
Откуда, сколько – я и сам не знаю.
Но я не размышляю над стихом.
И, право, никогда не сочиняю.
Учитель: Я знаю, что некоторые из вас пытаются писать стихи. Нет ли среди них стихов о весне?
– Ученики читают стихи…
Приложение: (самоанализ урока)