Цель проекта: развитие активной социальной позиции дошкольника. Проект направлен на профилактику возникновения дискомфорта в общении у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие воображения;
- развитие выразительности речи;
- формирование способности эмоциональной саморегуляции;
- овладение ребенком “языком” эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
- обучение способам выражать эмоции;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- снижение агрессивности;
- гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
Участники проекта: дети и воспитатели старшей и подготовительной к школе групп, учитель-логопед, педагог-психолог.
Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка.
Изменения генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе ЗУНов, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения зависит от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, мышление, память, речь.
Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти, долго помнятся пережитые события. Дети более насыщено передают переживания.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье, имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают ее.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения, развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто учить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных. Уметь спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансированность чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, что отражается в отклонении в развитии, нарушении социальных контактов.
Наблюдения показывают, что в игре и повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции, что является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений.
“Обесчувствованию” способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Детям трудно не только мимическими средствами радость, счастье, страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее надо формировать. Также необходимо развивать умение адаптироваться к различным условиям общения, умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.
Развитие артикуляционного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ей принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на общение, выразительность речи, эмоциональное состояние детей.
В работе используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, выразительности речи детей, развитие умения понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других.
Необходимым условием эффективности проекта является активное участие в нем воспитателей. В соответствии с этим требованием воспитатель выступает на равных с узкими специалистами в работе с детьми.
Узкие специалисты вместе с воспитателем организуют планирование педагогического процесса в разделах “Совместная деятельность” и “Индивидуальная работа”.
В работе с воспитателями старшей группы в рамках проекта предполагается организовать деятельность по драматизации. В работе с воспитателями подготовительной группы в рамках проекта предполагается организация работы по художественной литературе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Содержание занятия |
Методические приемы |
Обеспечение |
1 | Каждый привлекателен по-своему | Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. | Игра “Общий круг” Цель: эмоциональный настрой, сосредоточиться на партнере. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи. Игра “Назови ласково” Цель: развить позитивное самовосприятие. Игра “Кто говорит?” |
Мягкие подушечки для сидения. |
Развитие репертуара телесных
ощущений, обучение использованию тактильного
контакта как способа выражения симпатии друг к
другу. Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей. |
Беседа о том, как можно показать
другому, что он хороший. Игра “Муравьи” Цель: развитие умения выражать свое состояние без слов через жесты и мимику. Игра “Комплимент” Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие. Обсуждение игр |
|||
2 | Я+Ты=Мы | Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Активизировать коммуникативные умения. | Схематическое рисование правил
“хорошего” поведения:
Беседа по рисункам. Игра “Волны” |
Бумага, карандаши, доска. |
Игра “Молекула” Ход: дети передвигаются по комнате. При слове “молекула” все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. Игра “Комплимент” Рисование “Моя группа” |
Бумага, краски, карандаши | |||
Создание коллажа “Наша группа” | Рисование карандашами. | |||
3 | Волшебные средства понимания | Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие умения принимать настроение других. Воспитывать умение соблюдать определенную последовательность в работе. | Игра “Я чувствую…” Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает. Игра “Молекула” Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу “Пойдем гулять” грустно, весело, со злостью, обиженно, испугано. Игра “Чей голос?” Цель: формирование восприятия выразительности речи. |
Карточки с изображением эмоций по количеству детей |
Беседа о волшебных средствах
понимания: интонации, мимике, пантомимике. Изготовление масок. Игра “Маски” Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски. |
Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки. | |||
Игра “Руки” Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками. Игра “Свет мой зеркальце скажи” Игра “Я чувствую…” |
||||
4 | Настроение | Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей. Воспитывать внимательное отношение к речи взрослых. | Игра “Лото настроение” (готовая
игра) Рисование “Мое настроение” Беседа по изображениям эмоций |
Краски, бумага; карточки-лото, карточки с изображением эмоций. |
Упражнение “Возьми себя в
руки!” Упражнение “Актеры” Игра-драматизация “Пропала собака” Ход: один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему. Обсуждение игры. |
||||
5 | Волшебная линия | Обогащение опыта
отреагирования эмоций. Упражнение в
регулировании эмоций. Учить детей внимательно слушать образцы речи и точно выполнять устные задания. |
Рисование “Волшебная линия”. С
помощью линейки и цвета передать настроение:
спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная,
волнующая. Создание картины с помощью линий. |
Бумага, карандаши, краски. |
Беседа по рисункам. Игра “Объясни пословицу” Ход: зачитывается пословица, дети передают ее эмоциональное состояние Игра-релаксация “Волшебный сон” |
||||
|
||||
6 | Я-хороший, я- плохой | Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера. | Игра “Наоборот” Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет противоположное качество: добрый – злой. Сказка “Чертенок” Игра “Собаки бывают” Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки. |
Мяч |
Игра “Я умею” Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (хорошее и плохое) Игра-релаксация “Цветочная поляна” Ход: детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть Рисование цветка |
Мяч, воск, бумага, краски | |||
7 | Любимые сказки | Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств | Игра “Назови героя” Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки. Игра-релаксация “Сказка наоборот” Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать. Рисование “Письмо любимому герою” |
Мяч, воск, бумага, краски |
8 | Вместе веселее | Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с действиями и желаниями других. | Игра “Бумажные развалы” Ход: Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. Игра “Закончи рисунок” Ход: Дети начинают рисовать. По команде передают рисунок соседу и т.д. пока рисунок не вернется хозяину. |
Газета, бумага, карандаши |
|
||||
9 | Хорошо и плохо | Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии | Сценка “Вместе и порознь”.
Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили
играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень
сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и
Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце
концов они поссорились. Им стало очень плохо,
скучно. А потом они поговорили и помирились. Обсуждение сценки. |
|
Игра “Спящая красавица” Игра “Волшебные очки” Игра “Клубочек” |
Очки, клубок ниток | |||
Коллективное сочинение сказки Игра “Давай поговорим” Игра-релаксация |
Ожидаемые результаты:
- Снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми.
- Создание благоприятной психологической атмосферы.
- Обогащение опыта детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
- Коррекция звуковой культуры речи.
- Развитие выразительности речи детей.
- Овладение детьми интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
- Организация театральной постановки (старшая группа).
- Организация досуга (подготовительная к школе группа).
Литература
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) / Серия “Психологический практикум”. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: “Просвещение”, 2008.