Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с устными и письменными приемами вычитания многозначных чисел;
- продолжить формирование экологических знаний учащихся.
Развивающие:
- развивать грамотную математическую речь, внимание, наблюдательность;
- развивать логическое мышление, навыки самоконтроля;
Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие;
- бережное отношение к природе;
- поддерживать интерес к математике.
Задачи урока:
- познакомить с алгоритмом письменного приема вычитания;
- отрабатывать устные приемы вычислений;
- закрепить умение отмечать точки с данными координатами в координатном углу, читать координаты точек;
- повторить правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, игровые.
Формы обучения: индивидуальные, групповые.
Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями.
Раздел по планированию: многозначные числа
Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, маршрутные листы.
Оборудование для учителя: учебник, наглядность на доске, опорные схемы, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Сегодня наш урок необычный. Мы отправимся в экологическое путешествие по дорогам математики. Под девизом “ День прошел в пустую, если ты не узнал ничего нового”. У каждого из вас есть маршрутный лист. (Дети отмечают на координатной плоскости маршрут движения. Каждая станция имеет точку с координатой)
Индивидуальная работа:
12х4 | 100х5 | 2500+60 | 200+300 | 90:3 | 6х40 |
Е 500 |
Г 30 |
Б 48 |
Р 2560 |
И 240 |
В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте слово
500:100 | 30х3 | 13х2 | 270:3 | 10Х20 | 81:9 |
О 90 |
М 26 |
П 5 |
И 9 |
Г 200 |
В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте слово.
12х4 | 100:5 | 90:3 | 21+27 | 45:5 |
П 20 |
С |
И |
А |
В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте слово.
2. Устный счет:
1 станция – Раны природы: О (4;4)
Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения (25 000)
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
2 станция – Помощники природы: Х (5;3)
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, являются лучшим “пылесосом”
Береза - 40
Сосна - 17
Тополь - 30
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить пример: 120 – (48 + 42)
Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем, муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (20х60=1200)
3 станция – Человек часть природы: Р (6;6)
За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки 1600 г, легкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:
- 800+1600+400
- 1600 – 400
- 1600 : 800
Частота дыхания у человека в минуту равна 17, у лошади – 20, у кролика – 24. Кто из них чаще дышит и на сколько?
3. Введение нового материала:
4 станция – Лесная школа: А (8;6)
Как выполнил вычитание каждый ученик?
Заяц выполнил задание так:
А волк так:
Кто допустил ошибку и в чем ее причина?
4. Решение примеров.
Поможем нашим героям решить № 115 (1 ст.), (с объяснением у доски).
7589 – 6680 = 909
89320 – 80567 = 8753
2654 – 709 =1945
Работа в парах № 118 (1).
Х + 504 = 1 408
Х = 1 408 – 504
Х = 904
904 + 504 =1 408
5. Физминутка. Комплекс упражнений “На лесной полянке”.
5 станция – Влияние человека на природу: Н (9;4)
Определите, какой город России “Мусорными делами” прославился?
Чебоксары -2085
Москва -2185
Казань -2065 3072 987
Чтобы ответить на вопрос, решите пример: 32х96 – (4040 – 3053)
Ответ примера укажет вам на название города.
6 станция – Природоохранная И (7;2)
Барзасский заповедник образован в 1972 году, а Усть-Сосновский в 1964 году. В каком веке они образованы? На сколько лет Усть-Сосновский заповедник образован раньше?
6. Физминутка:
Вот к концу идет урок
Отдохнуть приходит срок
Дружно встали, потянулись.
Вправо, влево повернулись.
Тихо сели и пока
Повторить пришла пора.
7. Самостоятельная работа. №119 (а, б) по вариантам.
Ответы на доске: молодцы, умницы 40552, 819700.
8. Итог урока. В конце урока на маршрутных листах дети должны прочитать слово СОХРАНИ, на индивидуальных карточках – слова СПАСИ, БЕРЕГИ, ПОМОГИ.
9. Домашнее задание № 119 (в, г).