Урок русского языка по теме "Разделительный мягкий знак". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: ознакомление с правилом о разделительном мягком знаке.

Задачи:

  • познакомить учащихся с правилом о разделительном мягком знаке;   
  • развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, зрительную и слуховую память;
  • воспитывать аккуратность, мотивацию к учению.

Оборудование: табличка по написанию Ь, таблица для знакомства с новым словарным словом, предметная картинка (коньки), таблица со словами.

План урока

 

I.  Организационный момент.

 

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Упражнение на развитие анализа.

1. Минутка чистописания.

На доске: Е Ё Ю Ь Я И

  • Прочитайте буквы справа налево, слева направо.
  • Найдите лишнюю букву в данном ряду. Почему?
  • Мы повторим написание мягкого знака.

На доске табличка, показ.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение на развитие слухового восприятия.

2. Словарная работа.

  • Послушайте и запомните слова: пальто, медведь, учитель.
  • Запишите сначала 2-ое слово, 3-е слово, 1-ое слово.
  • Ребята, что общего в этих словах?

Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его сможете определить, если расположите буквы в порядке увеличения количества точек.
  • Какое слово вы составите?

И: : :

Ь: :

К.

К:.:

Н : .

О :

На доске слово: КОНЬКИ.

  • Что такое коньки?
  • Это спортивное снаряжение (определение читается из толкового словаря).
  • Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «коньки»? От слова конь. На Руси лезвие у коньков было сделано в виде коня. И на коньках, также как и на коне можно было быстро, с ветерком прокатиться. Зная происхождение слова «коньки» легко запомнить его правописание.
  • Какая  орфограмма объединяет  словарное слово «коньки» с тремя предыдущими?

Упражнение на операции сопоставления.

III. Изучение нового материала.

  • А сегодня мы познакомимся с другой функцией,
    которую выполняет «ь».

На доске таблица со словами.

полёт
солю
семя
олени
ученик

польёт
солью
семья
оленьи
ученье

  • Прочитайте слова левого столбика,  правого столбика.
  • По какому признаку разделены слова?
  • В каких словах слышится звук [й]?
  • После каких букв написан «ь»?
  • Перед какими буквами?
  • Если «ь» стоит между согласной и гласной, значит он что делает? (Разделяет).
  • Если «ь» разделяет, как его можно назвать? (Разделительным).
  • Откройте учебник на стр. 106, прочитайте и запомните правило. (Хоровое проговаривание).
  • Так, какие функции выполняет «ь»?

 

Физминутка.
1. Комплекс упражнений для глаз.

2. Игра «Что слышно?». Игра на развитие умения быстро сосредотачиваться. Предложить детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, за стеной. Затем каждый ребенок рассказывает, что он слышал.

Упражнение на группировку по заданному признаку.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Откройте учебник на стр. 108, упр. 204. Прочитайте задание (найти слова с разделительным «ь» и записать). Упражнение выполняется с комментированием у доски.

Упражнение на развитие зрительной и слуховой памяти.

2. Письмо по памяти.

На доске:

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА –
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ.

  • Прочитайте текст.
  • Объясните смысл данных строчек.
  • Выучите эти строчки наизусть.
  • Повторите (спросить 2–3 учеников).
  • Напишите по памяти (проверяют, если есть ошибки, исправляют).
  • Подчеркните слово с разделительным «ь».

 

V. Итог урока

  • Когда пишется разделительный «ь»?
  • На что указывает разделительный «ь»?
  • Какие функции выполняет «ь»?

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: стр. 107, упр. 203, правило.