Цели урока:
- Познакомить детей с получением числа 7, закрепить умение решать примеры и задачи, упражнять писать цифру 7.
- Довести до сознания детей такую зависимость: если стало больше, значит, прибавляли; если стало меньше, значит уменьшали.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать в детях уважение друг к другу, учить работать в парах.
Оборудование:
- Учебник-тетрадь № 3 для 1-го класса (Б.П. Гейдман)
- Таблички с названиями дней недели.
- Части радуги.
- Фотографии “7 чудес света”.
- Пирамида (+10, -10), бусы “Десяток”, “Математические кораблики” (оборудование Spectra).
Повторение.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать по стране математики. Чтобы не заблудиться в этой стране, нужно уметь хорошо считать. Сейчас мы проверим, как вы умеете это делать. Возьмите “бусы” и покажите, как можно получить сложением число 2 (3, 4, 5, 6).
Выслушать ответы детей, которые должны дать все возможные варианты получения данных чисел.
- Хорошо, считать вы умеете и можете отправляться в путешествие. Чтобы не заблудиться в стране математики нам понадобится карта – это будет ваш учебник-тетрадь и кораблик, ведь путешествие будет по реке. В путь!
Новая тема.
- Чтобы мы смогли отплыть от берега, нам предстоит решить1-й пример: 6+1
В решении этого примера вам помогут ваши “Кораблики”. Верно, получится 7.
- Мы с вами отправляемся в путешествие по стране числа 7. А вот и первое препятствие на пути. Что это? (Календарь)
- Что мы можем узнать по календарю? (Год, месяц, число, день недели)
- А сколько в неделе дней?
- Верно, 7. Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в Древнем Вавилоне были известны 7 планет. По ним стали считать время. Так появилась 7-дневная неделя. Названия дней связаны с именами богов, с которыми связаны планеты. Во многих языках эти названия остались до сих пор:
Вторник у французов – марди (день Марса)
Среда – люнди (день Луны)
Воскресение у немцев – зонтаг (день Солнца)
- Давайте мы с вами построим дни недели по порядку.
Игра "Неделька, стройся!"
Дети получают таблички с названиями дней недели. По команде: “Неделька, стройся!” дети строятся по порядку. Проверка построения проверяется по стихотворению М.Погарского:
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься в ней.
Первый день по всем неделькам,
Назовется понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – среда –
Третьим днем была всегда.
А четверг – четвертый день–
Носит шапку набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
А последний – воскресенье –
Назначаем днём веселья…
- Молодцы, а теперь в путь. И на пути следующий пример: 5 …= 7
- Что произошло с числом 5? Верно, оно увеличилось. Какой знак нужно поставить в пример? Покажите на своих корабликах, какое число нужно прибавить к 5, чтобы получить 7?.
- Ну а теперь дальше в путь! Посмотрите, какой интересный остров.
Что-то он мне напоминает (открытую книгу).
-Посмотрите, это не просто книга, она составлена из цифр 7. Чтобы мы могли продолжить путь, мы должны дорисовать, используя цифру 7, ваши книги в тетрадке (№ 5 с.21 в учебнике-тетради).
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
- А какие вы знаете сказки, в которых звучит слово 7? (“Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
- Сказочные герои для вас приготовили задания (задачи № 1, 2 с. 20 в учебнике-тетради).
№ 1. Братья собирались на соколиную охоту. Шестеро взяли луки со стрелами, а один взял сокола. Сколько всего братьев собрались на соколиную охоту?
- Что нам известно из условия задачи?
- Что нужно узнать?
- Как мы можем это сделать? Почему вы выбрали решение действием сложения?
Запись решения задачи в учебник-тетрадь, устно проговаривая ответ.
№ 2. Царевна вышивала рубахи семи богатырям. Одну она уже вышила. Сколько рубах осталось вышить царевне?
- Что нам известно из условия задачи?
- Что нужно узнать?
- Выберите из предложенных решений: 7+1 7-1 6+1
- Обоснуйте свой выбор.
Запись решения задачи в учебник-тетрадь. Устно проговорить ответ к задаче.
Физкультминутка
Мы много трудились,
Немного устали.
Ну-ка за партами
Все быстро встали.
Дождик песенку поет: Кап! Кап!
Только кто его поймет: Кап! Кап!
Не пойму ни я, ни ты: Кап! Кап!
Но зато поймут цветы.
- Как вокруг красиво! Дождик закончился. Исчезли тучи, выглянуло солнышко и на небе появилась …
Дети хором: радуга!
- Но вот наша радуга на доске еще не появилась, помогите ее составить.
- Какое предложение нам поможет это сделать? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
- Сколько цветов в радуге? (7)
- Я слышала, что если найти, где заканчивается радуга, в этом месте найдешь клад. Давайте и мы с вами пойдем по радуге дальше и, решив следующий пример, тоже, может быть, найдем клад.
Решение примера 4 + 3 = … с помощью корабликов.
- Посмотрите, все наше путешествие связано с числом 7.
- Семь считали священным числом. И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос. До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами египетских царей. Эти пирамиды были возведены очень давно. Тогда не было строительной техники, поэтому возводить пирамиду было очень тяжело (рассказ сопровождается показом фотографий).
- Давайте и мы с вами попробуем построить пирамиду. Детям предлагается оборудование SPECTRA “Пирамида” +10, - 10 (не полностью).
- Построили? Молодцы!
Итог урока
- С каким числом мы сегодня познакомились?
- Как можно получить число 7?
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Знания, которые вы получили на этом уроке – это настоящий клад, который останется с вами на всю жизнь.