Цель урока: Закрепить знания о трёх типах склонения.
Задачи урока:
Образовательные
- Совершенствование знаний о существительных трёх склонений.
- Распознавание существительных 1, 2, 3 склонения.
Коррекционно-развивающие.
- Развитие устной и письменной речи, познавательной активности, самостоятельности.
- Развитие и коррекция произвольного внимания, словесно-логического мышления.
- Активизация и обогащение словарного запаса учащихся через различные виды упражнений.
Воспитательные.
- Воспитание товарищества, взаимопомощи, интереса к предмету, бережного отношения к природе, чувство прекрасного.
Оборудование: сигнальные карточки, репродукция с картины В.М. Васнецова “Алёнушка”, карточки с деформированным текстом, орфографические словарики, тематический словарь “Магазин” (таблица), карточки “Собери пословицу”,иллюстрации сказок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Рефлексия.
а) Объявление темы урока.
Сегодня урок необычный урок-игра. Мы закрепляем тему: “Три склонения имён существительных”. На уроке вы должны показать, как вы умеете распознавать существительные 1, 2, 3 склонения.
Итак, начинаем путешествие по станциям.
живопись загадки природа
1, 2, 3
склонение
сказки пословицы словарь
Многие задания вы будете выполнять в парах. Помните – важно не только самому выполнить задания, но и помочь товарищу. (Пары сформированы с учётом способностей и индивидуальных особенностей учащихся).
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.
- Что такое склонение?
- Какие существительные относятся к 1-му скл.? 2-му скл.? 3-му скл.?
3. Закрепление знаний.
Станция “Словарь”
Задание: выписать из орфографического словаря существительные на букву “Б”.
Учащиеся 3 типогруппы: выписать 3 любых существительных. Определить склонение.
Учащиеся 2 типогруппы: выписать 4 существительных 2 склонения.
Учащиеся 1 типогруппы: вспомнить и записать слова из тематического словаря “Магазин”, определить склонение.
(Типологические группы сформированы по В.В. Воронковой)
Взаимопроверка
Станция “Природа”
Работа с деформированным текстом.
Работаем в парах. У каждой пары своё предложение.
Прочитайте, связаны ли слова по смыслу? Составьте предложение, текст.
- Муравьёв, весеннее, ото сна, пробудило, солнце.
- Из, муравьишки, выбрались, квартир, зимних.
- Своё, стали, они, жильё, чинить.
- Помогают, леса, нам, сохранить, они.
- Муравьёв, нельзя, жилище, губить.
Озаглавить текст. Записать в тетрадь. Подчеркнуть существительные 2-го склонения.
- Почему нельзя губить жилища муравьёв?
- Какую пользу муравьи приносят лесу?
- Как мы с вами участвуем в охране природы?
Станция “Сказки”
Поселить во дворец названия сказок (вписать в пустые клеточки), определить склонение.
Каждой паре выдаётся карточка с изображением дворца.
Теремок.
Колобок.
Лиса и волк.
Гуси-лебеди.
Проверка: иллюстрации сказок к ответам, вывешены на доске. При правильном ответе открывается иллюстрация.
Склонение проверяем сигнальными карточками.
4. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Станция “Живопись”
Перед вами репродукция с картины.
- Как называется эта картина? Кто автор?
- Почему В.М. Васнецов близок вятскому народу?
- Какое настроение вызывает эта картина? Почему?
- Найдите на картине по 3 существительных 1, 2, 3 склонения.
- Запишите в 3 столбика.
Проверка.
Станция “Пословицы”
Игра “Пословица рассыпалась”.
Составить пословицу, объяснить смысл, найти существительное, определить склонение.
Станция “Загадки”
У каждой пары своя загадка.
Идёт мохнатый. Идёт бородатый.
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает
Копытами постукивает.
Сама пёстрая, ест зелёное.
Даёт белое.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком
А хвост колечком.
Спит или купается
Всё не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
“Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком”
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
- Записать ответы, определить склонение.
- Подобрать близкое по смыслу слово другого склонения (например: медведь-медведица).
5. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Рефлексия.