Урок по русскому языку в 3-м классе с применением ИКТ "Правописание звонких и глухих парных согласных на конце слова и перед согласными"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Правописание звонких и глухих парных согласных на конце слова и перед согласными».
Цель: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова.
Оборудование: музыкальное оформление урока – детские песни о дружбе, пословицы о дружбе,
мультимедийная презентация, карточки для работы в парах, разрезные картинки.

ХОД УРОКА

Приложение. СЛАЙД 1

1. Организационный момент

Приложение. СЛАЙД 2

Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.

– Чтобы определить тему урока, необходимо  решить грамматические задачи:

Приложение. СЛАЙД 3

1) Прочитайте слова. Какое «лишнее». Докажите:

  • глагол
  • существительное
  • корень
  • прилагательное

Д:  Корень – общая часть родственного слова. Глагол, существительное, прилагательное – части речи.

Приложение. СЛАЙД 4

2)  Корень
– Сколько букв?
– Сколько звуков?
– На какие две группы можно разделить звуки?
– Назовите согласные звуки. [к ], [р'], [н']
– Какой звук «лишний»? [к]
– Почему? (Согласный, парный, глухой, твёрдый)
– Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением на письме? (Произношение парных согласных расходятся с их написанием)
– Назовите их.

2. Минутка чистописания

– А минутка чистописания закрепит наш графический навык.
– Запишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Приложение. СЛАЙД 5

БП  ВФ  ГК  ДТ  ЖШ  ЗС

3. Сообщение темы, цели урока

Приложение. СЛАЙД 6

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
А.С.Пушкин
– Кого можно назвать другом?

Приложение. СЛАЙД 7

– Образуйте однокоренные слова. (Дружок, дружище, дружный, дружба)
– Подберите синонимы к слову друг (Товарищ, приятель)
– А есть ли антоним у этого слова? (Враг, недруг)

Морфологические признаки:

Друг – сущ., нариц., одуш., м.р., ед.ч.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.

4. Словарная работа

– Друзья любят играть вместе. Вот я предлагаю поиграть в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова.

Приложение. СЛАЙД 8

Их два у одной реки. (Берег)

Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

Его пишут на конверте. Он должен быть точным, чтобы письмо дошло до адресата. (Адрес)

Москва, Воронеж, Липецк
Антоним к слову деревня. (Город)

Этот длинный рыжий нос
По макушку в землю врос. (Морковь)

Письменная принадлежность для черчения и рисования. (Карандаш)

– Прочитайте записанные слова орфографически
– Какое правило объединяет эти слова? (Парные согласные на конце слова.)
– Как звучит это правило? (Чтобы правильно написать парные согласные на конце слова, нужно так изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный звук).
– Подберите проверочные слова. (Устно)

Приложение. СЛАЙД 9

– Из выделенных букв составьте новое словарное слово.
– Чем оно отличается от других?

Беседка – крытая лёгкая постройка для отдыха в саду и парке.

Фонетическая задача:

Беседка – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных

Б – [б'] – согл., парн., звонк., мягк.;
Е – [ и] – гласн., безуд.;
С – [с'] – согл., парн., глух., мягк.;
Е – [э ] – гласн., уд.;
Д – [т ] – согл., парн., глух., тв.;
К – [ к] – согл., парн., глух., тв.;
А – [а] – гласн., безуд.
______________________________ 
7 б., 7 зв.

5. Работа с деформированным предложением

Растёт, стройная, около, берёзка, беседка.
(Около беседки растёт стройная берёзка.)

Приложение. СЛАЙД 11–16

6. Физкультминутка

7. Работа над темой урока

Приложение. СЛАЙД 17

– Прочитайте слова:

Грибки, травка, шубка, шутка, дорожка

– Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный)
– Перед какими буквами находятся парные согласные? (Парные согласные находятся перед другими глухими согласными)
– Совпадает ли произношение парных согласных с их написанием? (Нет. В слове грибки мы слышим звук [п] , а пишем букву б. В слове травка слышим [ф] , а пишем букву в).
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед другими глухими согласными? (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н])
– Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).

Приложение. СЛАЙД 18

Грибки – грибок, травка – трава, шубка – шуба, шутка – шуточка, дорожка – дорожечка.

– Правописание парных согласных перед другими согласными – это орфограмма.

8. Самостоятельная работа

– У нас впереди самостоятельная работа. Проявить самостоятельность – это значит, опираясь на свои знания и опыт, самому выполнить задание: страница 110 упражнение 217.

Приложение. СЛАЙД 19

Неуклюж, космат и худ,
Ходит по саду верблюд.
Эй, не стойте слишком     близко
Я тигрёнок, а не киска.

Проверка!

9. Работа в парах

«Без друга в жизни туго».

Приложение. СЛАЙД 20

– Слова, обозначающие признак предмета замените противоположным по значению.

Горький плод                             низкий
Далёкий путь                              сладкий
Высокий дом                              близкий
Частый гость                              мягкий
Неуклюжий зверь                      редкий
Твёрдый характер                      ловкий

ПРОВЕРКА!

Шу…ка Ска…ка
Ло…ка Но…ка

Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.

– Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать картинку, которая напомнит вам друга – игрушку и правило о правописании согласных перед другими согласными. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и правильно вставили пропущенную букву.
Работая в парах, вы почувствовали плечо друга?

10. Творческое задание

Работа в группах: из слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги.

1 группа. Забор, гадкий, камера (загадка)
2 группа. Кролик, ватрушка, каша (кроватка)
3 группа. Русалка, башмак, канат (рубашка)
4 группа Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове расход. (Рассказчик)
     
5 группа С + спрятанные вещи. (Склад)      

Представителям каждой группы предоставляется слово для комментария.

Приложение. СЛАЙД 21

– Какая орфограмма во всех этих словах?
– Подберите проверочное.

11. Итог

– Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными.
– Под каким девизом мы сегодня работали?
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе? (Дружба, взаимовыручка, поддержка)

Приложение. СЛАЙД 22

– Вы знаете, ребята, что в русском языке много важных слов, которые начинаются с парных согласных.

Б – благородство, братство.
П – правдивость, пытливый ум.
З – зоркость орфографическая.
С – сопереживание, скромность, сотрудничество.
В – вежливость, воля.
Ф – фантазия.
Г – гордость за свой класс, за своего друга.
К – коллективизм.
Ж – жизнелюбие.
Ш – шутка (способность понимать юмор).
Т – труд, товарищ.
Д – дружба.

– Вот эти качества характеризуют по-настоящему дружный класс. И пусть на Дереве Дружбы появляются новые листочки. Хотелось бы, чтобы это дерево было вечно зеленым, а наш классный коллектив оставался таким же дружным и любознательным.

12. Домашнее задание

Составьте 3 предложения на тему: «Мой друг», если трудно – запишите 2 пословицы о дружбе.

Приложение. СЛАЙД 23