Тема урока: «Правописание звонких и
глухих парных согласных на конце слова и перед
согласными».
Цель: формировать умение различать
парные звонкие и глухие согласные в корне слова,
развивать умение подбирать проверочные слова.
Оборудование: музыкальное
оформление урока – детские песни о дружбе,
пословицы о дружбе,
мультимедийная презентация, карточки для работы
в парах, разрезные картинки.
ХОД УРОКА
Приложение. СЛАЙД 1
1. Организационный момент
Приложение. СЛАЙД 2
Это дерево появилось на свет в тот момент, когда
один человек улыбнулся другому. Эта улыбка
пустила свои корни глубоко в землю, и на
поверхности появились три ростка: доброта,
взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись
в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево
росло и развивалось, на нем набухали новые почки,
лопались, превращаясь в изумрудные листья.
Некоторые листочки желтели и опадали – это
означало, что друзья поссорились. Но если на этом
месте появлялась новая почка – друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И
каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И
сегодняшний наш урок пройдет под девизом о
дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за
одного”.
– Чтобы определить тему урока, необходимо решить грамматические задачи:
Приложение. СЛАЙД 3
1) Прочитайте слова. Какое «лишнее». Докажите:
- глагол
- существительное
- корень
- прилагательное
Д: Корень – общая часть родственного слова. Глагол, существительное, прилагательное – части речи.
Приложение. СЛАЙД 4
2) Корень
– Сколько букв?
– Сколько звуков?
– На какие две группы можно разделить звуки?
– Назовите согласные звуки. [к ], [р'], [н']
– Какой звук «лишний»? [к]
– Почему? (Согласный, парный, глухой, твёрдый)
– Произношение каких согласных (парных или
непарных) может расходиться с их обозначением на
письме? (Произношение парных согласных
расходятся с их написанием)
– Назовите их.
2. Минутка чистописания
– А минутка чистописания закрепит наш
графический навык.
– Запишите буквы, обозначающие парные согласные
звуки.
Приложение. СЛАЙД 5
БП ВФ ГК ДТ ЖШ ЗС
3. Сообщение темы, цели урока
Приложение. СЛАЙД 6
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
А.С.Пушкин
– Кого можно назвать другом?
Приложение. СЛАЙД 7
– Образуйте однокоренные слова. (Дружок,
дружище, дружный, дружба)
– Подберите синонимы к слову друг (Товарищ,
приятель)
– А есть ли антоним у этого слова? (Враг, недруг)
Морфологические признаки:
Друг – сущ., нариц., одуш., м.р., ед.ч.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду
скажет.
4. Словарная работа
– Друзья любят играть вместе. Вот я предлагаю поиграть в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова.
Приложение. СЛАЙД 8
Их два у одной реки. (Берег)
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Его пишут на конверте. Он должен быть точным, чтобы письмо дошло до адресата. (Адрес)
Москва, Воронеж, Липецк
Антоним к слову деревня. (Город)
Этот длинный рыжий нос
По макушку в землю врос. (Морковь)
Письменная принадлежность для черчения и рисования. (Карандаш)
– Прочитайте записанные слова орфографически
– Какое правило объединяет эти слова? (Парные
согласные на конце слова.)
– Как звучит это правило? (Чтобы правильно
написать парные согласные на конце слова, нужно
так изменить слово, чтобы после согласной стоял
гласный звук).
– Подберите проверочные слова. (Устно)
Приложение. СЛАЙД 9
– Из выделенных букв составьте новое словарное
слово.
– Чем оно отличается от других?
Беседка – крытая лёгкая постройка для отдыха в саду и парке.
Фонетическая задача:
Беседка – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных
Б – [б'] – согл., парн., звонк., мягк.;
Е – [ и] – гласн., безуд.;
С – [с'] – согл., парн., глух., мягк.;
Е – [э ] – гласн., уд.;
Д – [т ] – согл., парн., глух., тв.;
К – [ к] – согл., парн., глух., тв.;
А – [а] – гласн., безуд.
______________________________
7 б., 7 зв.
5. Работа с деформированным предложением
Растёт, стройная, около, берёзка, беседка.
(Около беседки растёт стройная берёзка.)
Приложение. СЛАЙД 11–16
6. Физкультминутка
7. Работа над темой урока
Приложение. СЛАЙД 17
– Прочитайте слова:
Грибки, травка, шубка, шутка, дорожка
– Что объединяет эти слова? (В середине
каждого есть парный согласный)
– Перед какими буквами находятся парные
согласные? (Парные согласные находятся перед
другими глухими согласными)
– Совпадает ли произношение парных согласных с
их написанием? (Нет. В слове грибки мы слышим
звук [п] , а пишем букву б. В слове травка слышим [ф]
, а пишем букву в).
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в
написании слов с парными согласными, которые
находятся перед другими глухими согласными? (Надо
подобрать проверочное слово так, чтобы после
согласных стояла гласная или звонкий согласный
звук [н])
– Давайте это сделаем. (По цепочке комментируем и
записываем в тетрадь).
Приложение. СЛАЙД 18
Грибки – грибок, травка – трава, шубка – шуба, шутка – шуточка, дорожка – дорожечка.
– Правописание парных согласных перед другими согласными – это орфограмма.
8. Самостоятельная работа
– У нас впереди самостоятельная работа. Проявить самостоятельность – это значит, опираясь на свои знания и опыт, самому выполнить задание: страница 110 упражнение 217.
Приложение. СЛАЙД 19
Неуклюж, космат и худ,
Ходит по саду верблюд.
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигрёнок, а не киска.
Проверка!
9. Работа в парах
«Без друга в жизни туго».
Приложение. СЛАЙД 20
– Слова, обозначающие признак предмета замените противоположным по значению.
Горький
плод низкий
Далёкий
путь
сладкий
Высокий
дом
близкий
Частый
гость мягкий
Неуклюжий
зверь редкий
Твёрдый характер
ловкий
ПРОВЕРКА!
Шу…ка | Ска…ка |
Ло…ка | Но…ка |
Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.
– Я думаю, что у каждого человека есть любимая
игрушка, которая в раннем детстве была его первым
другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем
собрать картинку, которая напомнит вам друга –
игрушку и правило о правописании согласных перед
другими согласными. Если вам удалось собрать
картинку, то вы справились с заданием и правильно
вставили пропущенную букву.
Работая в парах, вы почувствовали плечо друга?
10. Творческое задание
Работа в группах: из слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги.
1 группа. | Забор, | гадкий, | камера | (загадка) |
2 группа. | Кролик, | ватрушка, | каша | (кроватка) |
3 группа. | Русалка, | башмак, | канат | (рубашка) |
4 группа | Корень тот же, что в слове сказка, Суффикс тот же, что в слове извозчик, Приставка та же, что в слове расход. (Рассказчик) |
|||
5 группа | С + спрятанные вещи. (Склад) |
Представителям каждой группы предоставляется слово для комментария.
Приложение. СЛАЙД 21
– Какая орфограмма во всех этих словах?
– Подберите проверочное.
11. Итог
– Как проверить написание парных согласных,
стоящих перед глухими согласными.
– Под каким девизом мы сегодня работали?
– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями.
А что вам помогло в работе? (Дружба,
взаимовыручка, поддержка)
Приложение. СЛАЙД 22
– Вы знаете, ребята, что в русском языке много важных слов, которые начинаются с парных согласных.
Б – благородство, братство.
П – правдивость, пытливый ум.
З – зоркость орфографическая.
С – сопереживание, скромность, сотрудничество.
В – вежливость, воля.
Ф – фантазия.
Г – гордость за свой класс, за своего друга.
К – коллективизм.
Ж – жизнелюбие.
Ш – шутка (способность понимать юмор).
Т – труд, товарищ.
Д – дружба.
– Вот эти качества характеризуют по-настоящему дружный класс. И пусть на Дереве Дружбы появляются новые листочки. Хотелось бы, чтобы это дерево было вечно зеленым, а наш классный коллектив оставался таким же дружным и любознательным.
12. Домашнее задание
Составьте 3 предложения на тему: «Мой друг», если трудно – запишите 2 пословицы о дружбе.
Приложение. СЛАЙД 23