Творческое название проекта. «Готовимся к путешествию».
Аннотация.
В процессе проектной деятельности развиваются общеучебные знания и умения учащихся, пользоваться разными источниками информации, способность анализировать информацию, выделять главное. В ходе работы над проектом дети знакомятся со способами ориентирования в пространстве, приобретают необходимые умения по каждому способу ориентирования.
Участники проекта: учитель, учащиеся 2-го класса.
Место проведения: МОУ НОШ № 1, кабинет информатики.
Учебный предмет: «Окружающий мир».
Основополагающий вопрос: как определить стороны горизонта?
Вопросы учебной темы:
- Какие существуют природные способы ориентирования?
- Какие народные приметы помогают в способах ориентирования?
- С помощью, каких приборов можно определить стороны горизонта?
Цели проекта:
- Знакомство учащихся со способами ориентирования в пространстве.
- Развитие умения планировать свои действия, работать в группах.
- Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся.
Методические задачи проекта:
- Расширить представление детей о многообразии способов ориентирования в пространстве.
- Сформировать первоначальное представление о способах ориентирования в пространстве.
- Развивать умения пользоваться разными источниками информации.
- Воспитывать готовность к сотрудничеству, желание помочь товарищу.
Темы для самостоятельного изучения учащимися:
- Ориентирование в пространстве по Солнцу
- Определение сторон горизонта по Полярной звезде
- Определение сторон горизонта по местным признакам
- Определение сторон горизонта по компасу
Этапы и сроки проведения проекта:
- Подготовительный. (Обозначение проблемы для изучения) 35 мин
- Работа в группах, поиск материала. (Внеурочная работа).
- Информационный этап – представление результатов поиска 35 мин.
- Практическая работа 35 мин.
- Заключительный. (Обобщение, итоги, оценка.)
Результативность.
- В результате поиска информации формируется у детей представление о способах ориентирования в пространстве.
- Дети приобретают умения по каждому способу ориентирования.
- Открывается перспектива к дальнейшему более глубокому изучению данного материала.
- В ходе самостоятельной работы развивается умение пользоваться разными источниками информации.
- Оформление книжки-малышки в помощь путешественнику.
1 этап. Подготовительный
Учитель: Здравствуйте дети! Кто из
вас любит путешествовать?
Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для
этого знать? Как находят путь путешественники?
Как они ориентируются в степи, в лесу, в море? Наша
задача сегодня познакомиться со способами
ориентирования на местности. (Приложение
1. Слайд 2)
Учитель: Что такое ориентирование? В
словаре С. И Ожегова Ориентирование-определение
своего местоположения или местоположения
предметов по отношению к известному предмету по
сторонам горизонта (Приложение
1. Слайд 3)
Сейчас мы это проверим.
Практическое задание.
- Помогите машинам добраться до своего гаража. Объясните движение машины, называя объекты, которые встретятся на их пути. (Приложение 1. Слайд 4)
- Попробуйте объяснить свой путь до школы, называя объекты, которые встречаются на вашем пути.
Учитель: Представьте себя в степи, в море. Нет там известных примет. Как вы будете там ориентироваться? (Дети предлагают свои варианты.) (Приложение 1. Слайд 5)
Учитель: Чтобы правильно
ориентироваться нужно знать стороны
горизонта. Как определить стороны горизонта?
Почти в любой местности ежедневно видны восход
утром, самое высокое Солнце в полдень, закат
вечером и Полярная звезда ночью. Эти ориентиры
дают четыре точки на четырех разных сторонах
горизонта. Их назвали восток-сторона восхода
Солнца, юг-сторона полуденного солнца,
запад-закат Солнца, север-сторона Полярной
звезды. (Приложение 1.
Слайд 6)
Кроме основных сторон горизонта есть и
промежуточные географические направления. (Приложение 1. Слайд 7)
Практическое задание. Детям предлагается выполнить задание:
- Встаньте лицом к воображаемому северу.
- Раздвиньте руки, покажите, где запад и восток.
- Повернитесь лицом к западу и укажите все стороны горизонта.
(Ученики отрабатывают определения сторон горизонта)
Учитель:
- Существуют ли другие способы определения сторон горизонта? (По Солнцу, по Полярной звезде).
- Какие народные приметы ориентирования помогут определить стороны горизонта? (По местным признакам: муравейник, снежный покров, ствол дерева).
- С помощью, каких приборов можно определить стороны горизонта? (По компасу)
(Учащиеся анализируют проблему, выдвигают свои гипотезы).
Практическое задание. На дом каждой группе дается задание, как определить стороны горизонта:
Группа 1 – по Солнцу.
Группа 2 – по Полярной звезде.
Группа 3 – по местным признакам.
Группы готовят сообщения, рисунки,
иллюстрации для оформления книжки-малышки.
Учитель всем учащимся выдает жетоны, 3 разных
цветов, по однородному цвету формирует группы.
2 этап. Поиск материала (Внеурочная работа)
3 этап. Информационный этап – представление
результатов поиска.
Выступление учащихся по группам по результатам
самостоятельного поиска материалов
Группа 1. Определение сторон горизонта по Солнцу.
Издавна люди заметили, что в полдень Солнце
находится на юге, а полуденная тень направлена на
север.
Если в полдень встать лицом по направлению
полуденной тени, то впереди будет север, позади –
юг, справа – восток, слева – запад. Однако
определить стороны горизонта по Солнцу можно
только днем и только в ясную погоду. Вот и готова
первая страничка нашей книжки-малышки.
Группа 2. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.
Ночью стороны горизонта определяем по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду – всегда направление на север. За спиной – юг, справа – восток, слева – запад. Готова вторая страничка нашей книжки-малышки.
Группа 3. Определение сторон горизонта по местным признакам.
Наблюдательный человек может определить
стороны горизонта по местным признакам на
отдельно стоящем дереве ветки с южной стороны
гуще и мощнее.
Ранней весной снег быстрее тает на склоне,
обращенных к югу там же быстрее созревают ягоды.
С северной стороны стволы деревьев сильнее
зарастают мхом. Муравейники всегда находятся с
южной стороны от ближайшего дерева. готова
первая страничка нашей книжки-малышки. Готова
третья страничка нашей книжки-малышки.
Учитель: Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или по Полярной звезде невозможно. Как быть в этом случае? Какой прибор поможет нам в этом? (Компас)
4 этап. Заключительный
Подведение итогов:
1. Оценивание работы детей в группах.
2. Задание на дом: странички нашей книжки-малышки
готовы. Дома вы должны оформить страницы книжки.