Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по теме "Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»"

Разделы: Начальная школа


Цель: обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и выявить вместе с детьми поэтический лирический характер этой сказки.

Задачи:

  • показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важнейших закономерностей сказочного мира;
  • научить детей находить повторы как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;
  • найти в сказке древнюю числовую магию;
  • во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова «Алёнушка» подвести ребят к мысли, что их роднит грустное настроение и лирическая тональность;
  • во время инсценирования фрагмента сказки с кукольными (из Лего-конструктора) героями, ребята должны показать на сколько они поняли настроение, тональность сказки;
  • развивать культуру чтения, интерес к чтению и на основе его совершенствовать и развивать технику чтения; конструкторские способности;
  • воспитывать любовь к Родине, её прошлому, русскому народу и его творчеству.

Оборудование: учебник для 2 класса «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой, картина В.Васнецова «Алёнушка», конструктор «Лего», музыкальная аудиозапись «Сказки», аудиозапись русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звучит музыкальная аудиозапись «Сказки».

2. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о сказках. А именно, о русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Если я вас спрошу, читали ли вы эту сказку? Конечно, вы скажите: «Да!». Сегодня мы попробуем посмотреть на неё глазами второклассника, постараемся проникнуть в тайны русской народной сказки.

3. Работа с учебником

Чтение сказки учащимися вслух по цепочке.

4. Анализ сказки

– Почему никто «ведьму не распознал», только «Иванушке всё было ведомо»? (Показать наличие двух миров – обычного и волшебного).
– Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? (Три раза.)
– А выплыть на бережок? (Три раза.)
– Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Три раза.)
– А как об этом говориться в сказке? Зачитайте…
– О каких особенностях сказочного жанра мы говорим? (О повторах и сказочных числах.)
– Какие же особенности сказочного жанра мы вспомнили сегодня на уроке? (Наличие двух миров: земного и волшебного, повторы и магические числа.)

5. Работа с картиной В.Васнецова «Алёнушка»

– В сюжете сказки есть эпизод, изображённый на картине? (Нет.)
– А как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на эту картину? Найдите его и зачитайте… («Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».)

Звучит аудиозапись этого отрывка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»…

– Какой изобразил Васнецов Алёнушку? Почему вы решили, что она плачет? (Её поза: сидит пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы распущены, смотрит на тёмную воду реки или пруда.)
– Почему художник изобразил Алёнушку у воды? (Именно с водой связаны все грустные события сказки: Иванушка обернулся козлёночком, испив водицы из козлиного копытца; в воду ведьма бросила Алёнушку; с водой разговаривает козлёночек…)
Вода – главный источник несчастий в этой сказке. Вода – это волшебный мир и волшебный предмет (вода из копытца превратила Иванушку в козлёночка, а ключевая вода оживила Алёнушку).
– Так что же роднит сказку и картину? (Грустное настроение и лирическая, поэтическая тональность, чувства, переживания героев.)

6. Урок технологии

Из конструктора «Лего» сконструировали героев сказки: Алёнушку, Иванушку, ведьму…
– А сейчас мы постараемся озвучить их, передав чувства, переживания Алёнушки, Иванушки. (Инсценирование отрывка сказки: козлёночек на берегу и жалобнёхонько зовёт сестрицу…)

7. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Что интересного было на уроке?

Оценка и самооценка учащихся на уроке.