Цель: обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и выявить вместе с детьми поэтический лирический характер этой сказки.
Задачи:
- показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важнейших закономерностей сказочного мира;
- научить детей находить повторы как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;
- найти в сказке древнюю числовую магию;
- во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова «Алёнушка» подвести ребят к мысли, что их роднит грустное настроение и лирическая тональность;
- во время инсценирования фрагмента сказки с кукольными (из Лего-конструктора) героями, ребята должны показать на сколько они поняли настроение, тональность сказки;
- развивать культуру чтения, интерес к чтению и на основе его совершенствовать и развивать технику чтения; конструкторские способности;
- воспитывать любовь к Родине, её прошлому, русскому народу и его творчеству.
Оборудование: учебник для 2 класса «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой, картина В.Васнецова «Алёнушка», конструктор «Лего», музыкальная аудиозапись «Сказки», аудиозапись русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Звучит музыкальная аудиозапись «Сказки».
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о
сказках. А именно, о русской народной сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Если я вас спрошу, читали ли вы эту сказку?
Конечно, вы скажите: «Да!». Сегодня мы попробуем
посмотреть на неё глазами второклассника,
постараемся проникнуть в тайны русской народной
сказки.
3. Работа с учебником
Чтение сказки учащимися вслух по цепочке.
4. Анализ сказки
– Почему никто «ведьму не распознал», только
«Иванушке всё было ведомо»? (Показать наличие
двух миров – обычного и волшебного).
– Сколько раз Иванушка просил сестрицу
разрешить ему напиться? (Три раза.)
– А выплыть на бережок? (Три раза.)
– Сколько раз понадобилось козлёночку
перевернуться через голову, чтобы обернуться
мальчиком Иванушкой? (Три раза.)
– А как об этом говориться в сказке? Зачитайте…
– О каких особенностях сказочного жанра мы
говорим? (О повторах и сказочных числах.)
– Какие же особенности сказочного жанра мы
вспомнили сегодня на уроке? (Наличие двух
миров: земного и волшебного, повторы и магические
числа.)
5. Работа с картиной В.Васнецова «Алёнушка»
– В сюжете сказки есть эпизод, изображённый на
картине? (Нет.)
– А как вы думаете, какой момент в сказке
вдохновил художника на эту картину? Найдите его и
зачитайте… («Залилась Алёнушка слезами, села
под стожок – плачет».)
Звучит аудиозапись этого отрывка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»…
– Какой изобразил Васнецов Алёнушку? Почему вы
решили, что она плачет? (Её поза: сидит
пригорюнившись, опустив голову на поджатые
колени, волосы распущены, смотрит на тёмную воду
реки или пруда.)
– Почему художник изобразил Алёнушку у воды? (Именно
с водой связаны все грустные события сказки:
Иванушка обернулся козлёночком, испив водицы из
козлиного копытца; в воду ведьма бросила
Алёнушку; с водой разговаривает козлёночек…)
Вода – главный источник несчастий в этой сказке.
Вода – это волшебный мир и волшебный предмет
(вода из копытца превратила Иванушку в
козлёночка, а ключевая вода оживила Алёнушку).
– Так что же роднит сказку и картину? (Грустное
настроение и лирическая, поэтическая
тональность, чувства, переживания героев.)
6. Урок технологии
Из конструктора «Лего» сконструировали героев
сказки: Алёнушку, Иванушку, ведьму…
– А сейчас мы постараемся озвучить их, передав
чувства, переживания Алёнушки, Иванушки. (Инсценирование
отрывка сказки: козлёночек на берегу и
жалобнёхонько зовёт сестрицу…)
7. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что интересного было на уроке?
Оценка и самооценка учащихся на уроке.