Цели: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского; развивать навыки осознанного, выразительного, плавного чтения; прививать любовь к чтению, к книге.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты играть
урок? Все ль на месте, все ль в порядке? На уроке
нам понадобится учебник по чтению.
Девиз урока: «Кто много читает – тот много
знает».
– Ребята! Сегодня мы совершим путешествие на «Веселом экспрессе», который состоит из …
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле, львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле...
– Напомните мне, откуда этот Веселый экспресс? (Сказка
«Тараканище») Рисунок 1
– А кто автор?
II Cooбщение темы урока
– Мы отправимся путешествовать по страницам
ваших любимых книг. Автором этих книг является
К.И. Чуковский – дедушка Корней, дядюшка Чукоша,
как ласково его называет маленький народ. (Рассматривание
портрета)
Рисунок 2.
– Как вы думаете, что это за человек? Почему вы
так думаете?
– Писатель очень любил детей, дружил с ними,
писал для них. Ведь все стихотворения К.И.
Чуковского удивительно легко запоминаются
детьми. Он прожил большую интересную жизнь,
владел несколькими языками, переводил. Вам
хорошо известны такие книги, как «Робинзон
Крузо» Д. Дефо, «Приключение Тома Сойера» М.
Твена, «Приключение барона Мюнхаузена» Распе и
многие другие. Перевел их для вас К.И. Чуковский. Я
уверена, что все вы любите его сказки, а многие
даже знаете наизусть.
– Правда?
– Ну, а раз правда, в путь!
III. Остановка «Африка»
– Наш веселый экспресс приближается к материку
Африка.
– Что такое материк? (Материк – большой
участок суши, окружённый со всех сторон водой.)
«…А в Африке, а в Африке,
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо…».
– Что же случилось? Кто такой Доктор Айболит? Кого он ждет? Рисунок 3
… Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица…
– Из какой сказки доктор Айболит?
Ребята, мы можем быть уверены, что доктор Айболит
обязательно вылечит малышей.
IV. Остановка «Синее море»
– А мы продолжаем наше путешествие. И
подъезжаем к морю.
– Но что это?
… А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, море синее зажгли.
Долго, долго крокодил море синее тушил.
Пирогами и блинами, и сушеными грибами...
– В какой сказке это произошло? («Путаница») Это сказка-перевертыш.
V. Остановка
– Путешествие придется остановить, поэтому что
Рисунок 4
…У меня зазвонил телефон … (Инсценировка
детей)
– Из какой сказки?
VI. Остановка «Город Чистоты и Порядка»
– Наш экспресс приближается к Городу Чистоты и Порядка. У жителей этого города есть правило:
«Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам!»
– Кто же установил это правило? (Мойдодыр.) Рисунок 5
– А кто это? (Умывальников начальник и мочалок
командир).
– Ребята, у жителей этого города есть девиз:
«Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок»
– Но есть среди жителей этого города одна ленивая и неряшливая хозяйка, которая не соблюдала чистоту, и вот что из этого получилось.
VII. Работа с учебником
– Открываем учебники на странице 13. Рисунок 6
1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками
– Поправилась сказка? Что понравилось?
– Какие эпизоды запомнились?
– Когда вам было смешно?
– Когда было грустно?
2. Чтение сказки «цепочкой» по две строчки
VIII. Итог урока
– Писатель рассказал нам удивительную историю
о том, как посуда взбунтовалась и не хотела
больше служить грязнуле. Она сбежала от ленивой и
неряшливой хозяйки.
– Поняла ли Федора, как плохо быть ленивой?
– Поняла ли, что посуду надо уважать?
IX. Домашнее задание
Выразительное чтение сказки, ответ на вопросы.