Урок русского языка в 4-м классе по теме "Углубление знаний о словосочетании"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Углубление знаний о словосочетании.

Цели урока:

  • Развивать умение определять грамматические признаки имени прилагательного.
  • Сформировать представление о структуре словосочетания.
  • Формировать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопрос, заданный от определяемого слова.
  • Развивать навыки правильного поведения в конфликтной ситуации.

Аннотация: УМК "Школа 2100". Документ создан в MS Office 2003.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска,  карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА


п/п

Этапы урока

№ слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1 Самоопределение   – Чтение отрывка из книги Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» (Все тексты взяты из книги Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки»)

– Как можно назвать эту ситуацию?

– Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок?

 

 

Ссора, конфликт, конфликтная ситуация

Потому что подобная ситуация может произойти с каждым из нас.

2 Чистописание Слайд 2 – В слове «конфликт» какую букву скорее всего можно написать и соединить  неправильно?
– Запишите три раза букву «ф», соединения  нф, фл, фа.
Учитель и один ученик записывают образец на интерактивной доске
– Как вы думаете, кто являлся участником конфликта?
– Каковы причины этой ссоры?
Букву «ф»

Записывают в тетради букву и сочетания букв по три раза.

Все дети.

Мнение детей.

3 Словарная работа Слайд 3  – Назовите орфограмму в этом слове.

– Продолжаем словарную работу: девочка, женщина, мужчина, учитель, ученик.

– Представьте, что вы – это дети дяди, как вы можете поступить в подобной ситуации.
– А теперь представьте, что вы – это героиня книги…

– Составьте предложение со словом конфликт.

Непроверяемая безударная гласная.

Записали в тетради и обозначили  орфограмму

Варианты

Варианты

Ответы детей

4 Языковая разминка Слайд 4 – Выполните разбор предложения
(работа на интерактивной доске)
Все учащиеся работают в тетради, один ученик работает у доски
5 Постановка проблемы Слайд 5 – Вам предложены словосочетания, найдите ошибки. Ответы детей
6 Формулирование  темы  урока Слайд 6 – Как вы думаете, почему вы не все ошибки обнаружили?

– Назовите тему урока

Недостаточно знаний

Углубление  знаний о словосочетании

7 Уточнение и углубление знаний   –  Что такое словосочетание?

Работа с определением по учебнику

Чтение определения

– Дополните определение

Словосочетания – это сочетание двух или нескольких  слов, связанных по смыслу и грамматически.

Словосочетания – это сочетание двух или нескольких  слов, связанных по смыслу и грамматически.
Сочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного к зависимого можно поставить вопрос.

Слайд 7 – Попробуйте составить опорную схему для нового знания     
8 Физминутка Слайд 8 Упражнения для «мускулов души», направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения Этюд «Цветок». (дети изображают цветок)
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле     семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
9 Закрепление изученного Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

 

 

Слайд 11

1.
– Сейчас найдем все ошибки, в предложенных словосочетаниях.
– Объясните свое мнение.

– Запишите только словосочетания
(работа на интерактивной доске)

2.
– Выпишите из текста словосочетания сущ. + прил., укажите род, число и падеж.

Вывод: имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

3.
Выполните морфологический разбор прилагательного

Неверно указано главное слово
Выписана грамматическая основа
Вопрос поставлен не от главного слова

ужасная выскочка,
маленькая  горбунья,
с белыми  волосами

крупными и мелкими кляксами (мн.ч.,в т.п.),
то­щая барышня (ж.р., ед.ч., в и.п.),
классной дамой (ж.р., ед.ч., в т.п.),
злым-презлым лицом (ср.р., ед.ч., в т.п.),

 

злым-презлым (лицом) – (какими?), н.ф. (какой?) злой-презлой, прил., ср.р., ед.ч., т.п., определение

1 Самостоятельная работа.   – Как можно было разрешить эту ситуацию?

Образуй прилагательные от существительных,
придумай с этим прилагательным словосочетание, отметь главное слово, задай вопрос.
Проверка: ученик выходит и работает на интерактивной доске

Мнения детей
11 Рефлексия. Слайд 12

 

 

 

 

 

Слайд 13

Закончи фразу:
– На уроке мы…

– Я на уроке русского языка научился…

Навыки правильного поведения в конфликте необходимы всем людям, и формировать их необходимо начиная с детства.

– Что значит поговорка
«Не садись в бурю на корабль»?
(Если Вы чем-то взволнованы, что-то Вас тревожит, беспокоит, Вы раздражены и «взвинчены», – не принимайте в таком состоянии важных решений. Потом Вы можете об этом пожалеть)

Углубляли знания о словосочетании

 

Выписывать словосочетания из текста.
Доказывать, что это словосочетание.
Обозначать главное и зависимое слово, ставить вопрос.
Видеть конфликтные ситуации.

Приложение 1

Приложение 2