Многоуровневый урок в 10-м классе по теме "Основные тригонометрические формулы"

Разделы: Математика


Цели:

– познакомить учащихся с определением синуса, косинуса, тангенса и котангенса числового аргумента, вывести основные формулы тригонометрических функций
– развивать навыки самостоятельной работы, прививать умение анализировать и обобщать факты.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. План (на доске).

  • Устный счёт.
  • Новый материал.
  • Дифференцированная индивидуальная работа.
  • Исследовательская работа.
  • Взаимный тренаж.
  • Закрепление
  • Итог урока.

3.Новый материал:

Сегодня мы вспомним как делится единичная окружность на четверти и расставим на окружности точки, соответствующие числам: 0; /6; /4; /3; /2.

Слайд 1. (Приложение 1)

Устно, используя изображение нескольких точек, расположить остальные по окружности до 2.

Слайд 2. (появляются числа 2/3; 2/4; 2/6 и т. д.)

Введём определение синуса, косинуса числа t.

Слайд 3.

Определение.

Если точка М соответствует числу t, то абсциссу точки М называют косинусом числа t и обозначают cos t, а ординату точки М называют синусом числа t и обозначают sin t.

Используя слайд 2 с числами на оси Ox и Oy расширим диапазон значений для cos t и sin t.

Устно посчитать значения sin t и сos t до 2.

Слайд 4.

4. Решение упражнений: (работа по окружности, таблицу закрыть).

(Дифференцированная индивидуальная работа)

Таблица 1.

I вариант II вариант
1 человек на закрытой доске
№ 50 – 54 (а, б)
Для более подготовленных учащихся
1 человек на закрытой доске
№ 50 – 54 (в, г)
Ответы: Ответы:
№ 50 а) t = 0.
Sin0 = 0; cos0 = 1.
б) t = /2.
sin (/2) =1, cos (/2) =0.
в) t = 3/2
sin 3/2 = -1; cos 3/2 = 0;
г) t =
sin = 0, cos = -1.
№ 51 а) t =-2.
sin(-2) = 0; cos(-2) = 1.
б) t = -/2.
sin(-/2) = -1, cos(-/2) = 0.
в) t = -3/2
sin (-3/2) = 1, cos (-3/2) = 0,
г) t = -
sin(-) = 0, cos (-) = -1

Продолжение таблицы 1 см. на рисунке 1.

<Рисунок 1>.

Открыть таблицу и проверить с помощью взаимопроверки с соседом. (для ребят не освоивших окружность можно пользоваться таблицей.

Завершая работу по вычислению значений синуса и косинуса, получим некоторые важные формулы.

Исследовательская работа.

Учитывая, что уравнение окружности :

x2 + y2 = 1 получим sin2t + cos2t = 1.

Мы получили основное тригонометрическое тождество. (Записать тождество в тетрадь).

Задание.

Вывести формулы:

Слайд 5.

sin(-t) = -sin t;
cos(-t) = cos t.

(Это может прокомментировать более подготовленный ученик).

Действительно на окружности у точек M и Р равные по модулю, но противоположные по знаку ординаты, т.е. sin(-t) = -sin t, aбсцисса одна и та же, значит cos(-t) = cos t.

Формулы записать в тетрадь.

Выводим ещё 2 формулы:

Слайд 6.

sin(t+2k) = sin t;
cos(t+2k) = cos t.

Другой сильный ученик комментирует слайд. Формулы записать в тетрадь.

Аналогично выводим ещё две пары формул:

Слайд 7.

sin(t+) = -sin t;
cos(t+) = -cos t.

Слайд 8.

sin(t+/2) = cos t;
cos(t+/2) = -sin t.

Взаимный тренаж (по 4 человека в группе – для слабых).

№ 62

I Вариант. (для слабых с консультацией)

а) sin (/8 +) + cos (/3 + 2) + cos (-/6);
б) cos2(/4 + 2) + sin2(/4 +).

II Вариант. (для подготовленных)

а) sin2(1,5 + 2k) + cos2 1,5 + cos(-/4) + sin(-/6);
б) сos2(/8 + 4) + sin2(/8 – 44).

Слайд 9. все вместе формулы без рисунка (формулы в тетрадь).

Закрепление.

Тренировочные упражнения: (по одному человеку у доски)

а) sin(-/4)·cos /4;
б) sin(/6 +) + cos(/3 + 2) + cos(-/6) + sin /3;
в) cos(/4 +2) + cos(/4 + /2) – sin(/6 +);
г) sin2(1,5 + 2k) + cos21,5 + cos(-/4) + sin(-/6);
д) cos2(/8 + 4) + sin2(/8 – 44).

Дополнительно (карточки для сильных).

Упростить:

а) sin2t/(1+cost);
б) sin4t + cos4t + 2sin2t ·cos2t.

Вычислить:

а) cos 1 + cos(1 + ) + sin(-/3) + cos(-/6);
б) sin 2 + sin(2 +) + cos2(-/12) + sin2 /12/.

Домашнее задание.

Итог урока.

I группа II группа
№55 №56
№69 №70
№110 №72 (а,б)
№111 №112

Макет окружности с точками.