Цель: научить выполнять декоративную роспись деревянной тарелочки под хохлому.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).
- Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи.
- Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуре.
- Воспитывать художественный вкус.
- Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, изобразительные навыки.
- Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
- Развивать композиционные умения, чувство цвета.
Оборудование.
Для учителя:
Мультимедийный проектор, компьютерная техника.
Методические таблицы: “хохломская роспись”, “композиция орнамента”.
Наглядные пособия: “варианты росписи деревянных тарелочек”, “элементы хохломской росписи”, “таблица основных цветов используемых в росписи”.
Деревянная тарелочка с росписью (образец).
Для учащихся:
Деревянные тарелочки.
Гуашь художественная.
Кисти (мелкие, крупные).
Тряпочки для кистей.
Баночка для воды.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Беседа по теме урока:
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок, мы проводим его в школьном музее крестьянского быта “Бабушкин сундук”. Вы сидите за столом и на лавках. Эта нехитрая мебель сделана из дерева, как и хозяйственная утварь, игрушки, посуда. Эти предметы украшали резьбой и росписью. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком. А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. (Показ на экране презентации “Народные промыслы”). И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.
Учитель: На прошлом уроке я предложила вам поискать легенды. Сказки, пословицы и поговорки о народных промыслах России. Кто хочет представить свой материал?
Учитель: Послушайте легенду.
(Ученик 2 класса рассказывает легенду):
“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар –Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла –надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, –и та стала золотой”.
Учитель: Вы догадались, какая тема нашего урока?
Дети: “Золотая хохлома”.
Учитель: Правильно – “Народные промыслы. Золотая хохлома”. Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи деревянной посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.
Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ на экране презентации “Золотая хохлома”).
(При просмотре презентации зачитывается стихотворение):
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?
Прежде, чем стать золотой, деревянную посуду покрывают специальным грунтом, и она становится похожей на глиняную, затем натирают алюминиевым порошком, и посуда превращается в серебряную. Расписанные изделия покрывают лаком и помещают в печь. Под воздействием высокой температуры серебристая поверхность превращается в “золото”.
3. Закрепление пройденного материала.
Учитель. Какие цвета красок используют мастера для росписи?
Дети: Красный, чёрный, зелёный, желтый.
Учитель. Правильно, ведь эти цвета хорошо сочетаются с золотым фоном. Красный придаёт теплоту и мягкость золоту, а чёрный усиливает его сияние.
Учитель. Какие узоры художники используют для росписи посуды?
Дети: Цветы, ягоды, травку.
Учитель. Правильно. Мастера хохломской росписи называют ягоды ласково –клубничка, малинка, земляничка, и никогда один и тот же мастер не напишет узор одинаково. Как называется узор из листьев, ягод, и трав?
Дети: Растительный орнамент.
Учитель. Самый любимый орнамент в хохломской росписи –это “травный орнамент” или просто “травка”.
Среди кустиков “травки” художник помещает ягодки, цветы, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называется “травным” или именем ягодки или цветка.
Учитель. Посмотрите, как расписали чайный набор учащиеся 4-го класса (показ).
Учитель. Ребята, вы знаете, что элементов для росписи в технике хохломы очень много. Какие элементы растительного орнамента вы хотите использовать?
Дети: Клубничка, цветочек, травка, веточка смородины (учитель вывешивает на доске рисунки выбранных элементов).
Учитель: Посмотрите на рисунки и назовите, какой формы и цвета, выбранные элементы?
Дети: Клубничка красного цвета с зелёной плодоножкой простой формы.
Травка зелёного или жёлтого цвета, её основные листья широкие и длинные, а кончики тонкие, кудрявые.
Ягоды смородины можно написать красным или жёлтым цветом простой формы.
Учитель: Обратите внимание, что ягодки от начала ветки крупные, а затем более мелкие.
Учитель: Посмотрите на экран (показ слайда с образцом расписанной деревянной тарелочки).
Учитель. Вспомните, как надо располагать орнамент в круге?
Дети: Орнамент в круге надо располагать либо в центре, либо по краю.
Учитель. Прежде чем начать работу, давайте вспомним технику безопасности при работе с кистями и гуашью.
(Дети называют правила безопасности работы на уроке изобразительного искусства)
4. Этапы выполнения работы учащимися:
Учитель. Возьмите деревянные тарелочки (грунт заранее нанесён учителем) и простым карандашом нарисуйте на тарелочке растительный орнамент с использованием основных элементов.
Учитель. Тот, кто выполнит задание, поднимите руку.(Учитель по выполнению работы в карандаше проверяет правильность выполнения задания).
После того, как я проверю выполненную работу карандашом, приступайте к росписи тарелочки гуашью.
5. Итог урока.
Учитель.
Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте покажем друг другу, какие разные и красивые получились тарелочки. (дети демонстрируют работы)
- Ребята, понравился вам урок?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что мы повторили?
Да, сегодня был замечательный урок творчества. Молодцы, ребята! Вы можете показать свои работы дома, а у кого будет желание, можно принести их в наш школьный музей народного быта. Мы будем рады таким экспонатам.