Цели:
- Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
- Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
- Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
На доске:
“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.
– Посмотрите на доску.
– Прочитайте запись.
– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)
– Выпишите все глаголы. )
– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)
– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)
– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)
III. Работа над новым материалом.
1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.
– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.
– В какой части пропущена буква? (В окончании.)
– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)
– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)
Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)
– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)
– Что для этого надо знать? (Спряжение.)
– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)
– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?
1 спряжение | 2 спряжение |
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют. | –ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят. |
– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)
– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)
– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.
– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)
– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)
– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.
– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.
2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?
– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )
– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.
– Молодцы.
3. – А сейчас мы поработаем с учебником.
– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.
– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)
– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.
Говорит-2 | клеишь-2 |
Молчишь-2 | спешишь-2 |
Долетят-2 | построят-2 |
Отвезут-1 | посеют-1 |
Сберегут-1 | думаешь-1 |
Живёшь-1 | отвечаешь-1 |
– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?
– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.
IV. Закрепление пройденного.
– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.
1. Уровневая дифференциация.
Карточка №1(1).
Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.
- Победить, побеждать.
- Отправлять, отправить.
- Потерять, находить.
- Разрушать, разрушить.
- Гореть, говорить.
Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.
Карточка №1(2).
Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.
- Писать – _______________________
- Рисовать – _____________________
- Ходить – _______________________
- Готовить – ______________________
- Стрелять – ______________________
1 спр.
Образец: Мечтать – мечтаешь.
Карточка №1(3).
Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.
- Помнить.
- Работать.
- Верить.
- Краснеть.
- Играть.
Образец: Поливать – поливает, поливают.
(Проверка на экране через мультимедийный проектор)
2. Работа в парах.
– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.
Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.
1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.
2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.
Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
- Скромность украша_т человека.
- Правда и реку останов_.
- Труд корм_ , а лень порт_.
- ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
- Словами поля не засе_.
- Где стро_ , там и ро_.
А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).
3. Самостоятельная работа.
Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.
Карточка №3.
Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.
Глагол | Неопределённая форма | Спряжение |
М_роз_т | ||
Б_седу_м | ||
Б_гате_шь | ||
Д_жур_т | ||
Ж_ла_м |
V. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу.
– Понравился ли урок?
– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?
– Чему вы научились?
– Итак:
– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?
– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.
– Спасибо за урок.
VI. Домашнее задание.
№459 с.37 ,правило с.35.