Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


Тип урока: комбинированный с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы  учащихся и компьютерной поддержкой.

Цели:

  • Образовательные: формирование образа степей, изучение особенностей природных компонентов в этой природной зоны и взаимосвязей между ними.
  • Развивающие:  формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать изменение природных компонентов под воздействием природных и антропогенных факторов.
  • Воспитательные: воспитание экологической культуры.

Оборудование:  карта  «Климат России», карта «Природные зоны России», атласы, гербарий; персональный компьютер, диск с презентацией «Степь», медиапроектор,
раздаточный материал к географическому диктанту.

Структура урока:

I.    Проверка домашнего задания
II.   Изучение нового материала
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание
V.  Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Этап проверки домашнего задания

1. Вступительное слово учителя. Он задает классу вопросы о материале предыдущего урока. Затем организует проверку домашнего задания.

2. Географический диктант. Задание в Приложении 1. После выполнения задания  учитель организует  взаимопроверку в парах. Ключи на доске.

II. Изучение нового материала

Мотивация через постановку проблемного вопроса. Ребята, обратите  внимание на ключ проверки домашнего задания, что общего вы выделили у этих  двух природных зон (тайги и смешанных лесов)?
Ответ под номером 16. В этих зонах преобладают деревья.
Правильно это лесные зоны.

Вопрос учителя. А сейчас, обратите внимание на изображение на изображение природных зон на слайде (Презентация. Слайд 1).Какую особенность вы заметили?

Ответ. На слайде в изображении природных зон отсутствуют деревья. Поэтому следующие природные зоны, которые мы будем изучать называются безлесными.
Тема урока «Безлесные зоны на юге России»  записывается в тетрадь. (Презентация. Слайд 2)
Вспоминают план характеристики природной зоны.

План характеристики природной зоны

1. Географическое положение.
2. Типичный внешний облик.
3. Климатические условия.
4. Почвы, их свойства.
5. Типичные растения и животные, их приспособление к условиям существования.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможность их  использования человеком.
7. Проблемы охраны природной зоны.

1. Изучение географического положения природной зоны

Учащиеся  находят, что после лесных зон и лесостепей находится степная зона, и определяют ее географическое положение, используя карты атласа. Один из учащихся отвечает у доски, используя  карту «Природные зоны России».
Природная зона степей находится на юге Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и в котловинах Восточной Сибири к югу от лесной зоны. Она клином сужается к Западной Сибири, где расположена к югу от тайги. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую).

2. Изучение типичного  внешнего облика. (Презентация. Слайды 1, 2)

Опережающее задание (рассказ ученика о степях и стихи). Во время рассказа о степях сменяются слайды с их изображением, которые помогают формированию образа.

После рассказа учитель задает проблемный вопрос. Почему же степь относится к безлесной зоне?

Ответ учащихся. Основная причина изменение климата.

3. Изучение климатических условий природной зоны

Учитель предлагает самостоятельное задание для работы с картами атласа. Задание. Используя карты атласа сравните климат лесной зоны и степей, данные занесите в таблицу.

Климатические показатели Лесная зона  Степь
Средняя температура июля    
Годовое количество осадков    
Испаряемость    
Коэффициент увлажнения    

После выполнения задания делают вывод, используя (Презентация. Слайд 3)
Вывод: в природной зоне степей климат становится жарче и засушливей, поэтому древесной растительности не хватает влаги. Мы знаем, что природная зона-это природный комплекс и если изменяется какой-то компонент, то меняется весь комплекс.

4. Изучение почв, растительности, животного мира

Изменяется климат – изменяется растительность – изменяется животный мир – изменяются почвы.

Давайте познакомимся с другими компонентами природной зоны:

  • почвы;
  • растительность;
  • животный мир.

Опережающее задание: учащиеся рассказывают о компонентах, используя (Презентация. Слайды 4, 5, 6)

Вывод: итак, ребята, обратите внимание на карту, какую значительную территорию занимают степи в нашей стране. Однако степь в первозданном виде вы встретите только в заповедниках. Почему?

5. Изучение использования природной зоны человеком.

Из-за благоприятных климатических условий, плодородных почв это территория полностью освоена человеком, она распахана.
Распаханность зоны степей в России составляет 80-90%.
Опережающее задание. Сообщение об использовании степей человеком.

6.  Изучение проблем охраны природы степей.

Интенсивная хозяйственная деятельность человека в зоне степей привела к возникновению экологических проблем. Учащиеся работают с текстом «Экологические проблемы сельского хозяйства», выявляют проблемы. (Презентация. Слайд 7)

  • эрозия почв приводит к возникновению оврагов;
  • пыльные бури;
  • истощение и загрязнение почв;
  • в южной части сухие степи – засоление почв.

Источники загрязнения:                 Пути рационального природопользования:
-  сельское хозяйство
-  промышленность
-  транспорт
-  отходы населения

Предложить детям пути решения экологических проблем.

III. Этап закрепления знаний

Учитель предлагает учащимся  список вопросов, характеризующих степи и леса.
Задание. Выбрать признаки характерные для степей. (Приложение 2)
После выполнения задания учитель предлагает заслушать учащихся, проговорить еще раз признаки степей. Учитель организует рефлексию, он выясняет у учащихся правильно ли   выполнено задание.

IV.  Домашнее задание (Презентация. Слайд 8)

V. Рефлексия. Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.