Тип урока: комбинированный с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся и компьютерной поддержкой.
Цели:
- Образовательные: формирование образа степей, изучение особенностей природных компонентов в этой природной зоны и взаимосвязей между ними.
- Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать изменение природных компонентов под воздействием природных и антропогенных факторов.
- Воспитательные: воспитание экологической культуры.
Оборудование: карта «Климат
России», карта «Природные зоны России», атласы,
гербарий; персональный компьютер, диск с
презентацией «Степь», медиапроектор,
раздаточный материал к географическому
диктанту.
Структура урока:
I. Проверка домашнего задания
II. Изучение нового материала
III. Закрепление.
IV. Домашнее задание
V. Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Этап проверки домашнего задания
1. Вступительное слово учителя. Он задает классу вопросы о материале предыдущего урока. Затем организует проверку домашнего задания.
2. Географический диктант. Задание в Приложении 1. После выполнения задания учитель организует взаимопроверку в парах. Ключи на доске.
II. Изучение нового материала
Мотивация через постановку проблемного
вопроса. Ребята, обратите внимание на ключ
проверки домашнего задания, что общего вы
выделили у этих двух природных зон (тайги и
смешанных лесов)?
Ответ под номером 16. В этих зонах преобладают
деревья.
Правильно это лесные зоны.
Вопрос учителя. А сейчас, обратите внимание на изображение на изображение природных зон на слайде (Презентация. Слайд 1).Какую особенность вы заметили?
Ответ. На слайде в изображении
природных зон отсутствуют деревья. Поэтому
следующие природные зоны, которые мы будем
изучать называются безлесными.
Тема урока «Безлесные зоны на юге России»
записывается в тетрадь. (Презентация.
Слайд 2)
Вспоминают план характеристики природной зоны.
План характеристики природной зоны
1. Географическое положение.
2. Типичный внешний облик.
3. Климатические условия.
4. Почвы, их свойства.
5. Типичные растения и животные, их
приспособление к условиям существования.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны,
возможность их использования человеком.
7. Проблемы охраны природной зоны.
1. Изучение географического положения природной зоны
Учащиеся находят, что после лесных зон и
лесостепей находится степная зона, и определяют
ее географическое положение, используя карты
атласа. Один из учащихся отвечает у доски,
используя карту «Природные зоны России».
Природная зона степей находится на юге
Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и
в котловинах Восточной Сибири к югу от лесной
зоны. Она клином сужается к Западной Сибири, где
расположена к югу от тайги. В Восточной Сибири
степи занимают межгорные котловины (Минусинскую,
Тувинскую).
2. Изучение типичного внешнего облика. (Презентация. Слайды 1, 2)
Опережающее задание (рассказ ученика о степях и стихи). Во время рассказа о степях сменяются слайды с их изображением, которые помогают формированию образа.
После рассказа учитель задает проблемный вопрос. Почему же степь относится к безлесной зоне?
Ответ учащихся. Основная причина изменение климата.
3. Изучение климатических условий природной зоны
Учитель предлагает самостоятельное задание для работы с картами атласа. Задание. Используя карты атласа сравните климат лесной зоны и степей, данные занесите в таблицу.
Климатические показатели | Лесная зона | Степь |
Средняя температура июля | ||
Годовое количество осадков | ||
Испаряемость | ||
Коэффициент увлажнения |
После выполнения задания делают вывод,
используя (Презентация.
Слайд 3)
Вывод: в природной зоне степей климат становится
жарче и засушливей, поэтому древесной
растительности не хватает влаги. Мы знаем, что
природная зона-это природный комплекс и если
изменяется какой-то компонент, то меняется весь
комплекс.
4. Изучение почв, растительности, животного мира
Изменяется климат – изменяется растительность – изменяется животный мир – изменяются почвы.
Давайте познакомимся с другими компонентами природной зоны:
- почвы;
- растительность;
- животный мир.
Опережающее задание: учащиеся рассказывают о компонентах, используя (Презентация. Слайды 4, 5, 6)
Вывод: итак, ребята, обратите внимание на карту, какую значительную территорию занимают степи в нашей стране. Однако степь в первозданном виде вы встретите только в заповедниках. Почему?
5. Изучение использования природной зоны человеком.
Из-за благоприятных климатических условий,
плодородных почв это территория полностью
освоена человеком, она распахана.
Распаханность зоны степей в России составляет
80-90%.
Опережающее задание. Сообщение об использовании
степей человеком.
6. Изучение проблем охраны природы степей.
Интенсивная хозяйственная деятельность человека в зоне степей привела к возникновению экологических проблем. Учащиеся работают с текстом «Экологические проблемы сельского хозяйства», выявляют проблемы. (Презентация. Слайд 7)
- эрозия почв приводит к возникновению оврагов;
- пыльные бури;
- истощение и загрязнение почв;
- в южной части сухие степи – засоление почв.
Источники
загрязнения:
Пути рационального природопользования:
- сельское хозяйство
- промышленность
- транспорт
- отходы населения
Предложить детям пути решения экологических проблем.
III. Этап закрепления знаний
Учитель предлагает учащимся список
вопросов, характеризующих степи и леса.
Задание. Выбрать признаки характерные для
степей. (Приложение 2)
После выполнения задания учитель предлагает
заслушать учащихся, проговорить еще раз признаки
степей. Учитель организует рефлексию, он
выясняет у учащихся правильно ли
выполнено задание.
IV. Домашнее задание (Презентация. Слайд 8)
V. Рефлексия. Выявить эмоциональное состояние и настроение учащихся.