"Солнышко живет в каждом". Интегрированный урок в 1-м классе. Буквенный период

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Совершенствовать навыки осознанного чтения и письма, расширять кругозор детей, учить анализировать прочитанное, применять полученные знания.

2. Развивать речь, внимание, память.

3. Воспитывать доброту, способность оказать взаимопомощь, любознательность.

Оборудование:

1. Аппликация "Солнышко".

2. Разрезные буквы (для групповой работы).

3. Книги по истории энциклопедического характера.

4. Апельсин, яблоко.

5. Букварь

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Актуализация знаний.

- Ребята, кто из вас знает, какое сегодня число? (1 декабря).

- А что это за месяц? (Декабрь - первый месяц зимы, последний месяц в году).

- Говорят, что декабрь год кончает, а зиму начинает. Сегодня первый зимний день по календарю. А что вы можете рассказать о зиме? (Ребята перечисляют признаки зимы, с которыми они познакомились на уроке природоведения).

- Я рада, что вы хорошо усвоили тему "Времена года" и перечислили так много признаков зимы. Запишем число в тетрадях и попытаемся отыскать "опасные" места в названии этого месяца. (Дети записывают число с комментированием).

- Итак, сейчас декабрь, на дворе мороз. Землю покрыл снежный ковер. Сегодня на улице пасмурно. А к нам на урок заглянуло солнышко. (Учитель обращает внимание детей на аппликацию "Солнышко" на доске).

- А что такое солнышко? Давайте вспомним, что мы уже знаем о солнце. (Солнце - это звезда. Наша планета вращается вокруг Солнца. Солнце дает нам тепло и свет. Оно дает нам жизнь).

- Сегодня солнце будет сопровождать нас на уроке. И я надеюсь, оно поможет вам работать увлеченно и ярко.

2. Работа над темой урока.

1) Работа с пословицей.

- Прочитайте запись на доске. (При солнышке тепло, при матери - добро).

- Что это такое? (Пословица).

- Каков ее смысл? (Солнышко и мама похожи, так как и солнце, и мама дарят свет, тепло, добро, жизнь).

- Какие орфограммы вы здесь встретили?

Запись пословицы по памяти с последующей взаимопроверкой.

2) Работа с текстом "Солнышко" (Букварь).

- А как вы думаете, только мама похожа на солнышко? (Учитель подводит к мысли о том, что с солнышком можно сравнить многих людей).

- Солнышко живет в каждом человеке. Давайте посмотрим, как пишут об этом авторы учебника.

Чтение текста "Солнышко". Читают подготовленные ученики.

- Как же можно назвать солнышко, которое живет в человеке? (Доброта).

- Давайте вернемся к тексту и прочитаем о том, какого человека можно назвать добрым.

Выборочное чтение. Анализ прочитанного. Примеры из жизни.

- Ребята, объясните, как вы понимаете прочитанное?

- Что значит любить людей?

- Как вы можете помогать другим людям?

- Приходилось ли вам помогать кому-то?

- Что значит любить природу?

Ученики приводят примеры из жизни.

- А как вы понимаете смысл двух последних прочитанных предложений? (Человек может быть совсем маленьким, а солнце доброты в нем может быть очень большое).

- Мне кажется, что эти слова про вас. По вашим рассказам я поняла, что в каждом из вас живет большое яркое солнце, несмотря на то, что вы еще маленькие.

3) Физкультминутка "Солнечный зайчик".

Что за зайчик? Скок да скок.
С пола прыг на потолок,
Я хочу с ним поиграть,
Не могу его поймать.
Солнце спряталось за лес, -
И мой зайка вмиг исчез.

4) Работа со справочным материалом по истории.

- На Руси с солнышком всегда сравнивали все самое красивое, доброе и прекрасное. Давным-давно правил Русью великий князь. Звали его Владимир Красное Солнышко. (Показать портрет).

- А как вы думаете, почему его так назвали?

- Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?

- Об истории нашего государства написано много книг. Вот некоторые из них. (Учитель обращает внимание ребят на выставку книг).

- В этих книгах можно найти много интересного, в том числе и ответ на наш вопрос. Некоторые ребята дома уже поработали с литературой. Они сейчас расскажут нам, что они узнали о Владимире. Почему его назвали Красное Солнышко?

Ученики делают краткое сообщение.

Обобщение исторического материала. Запись с комментированием "Князь Владимир Красное Солнышко".

5) Работа в группах. Составление слов на заданную тему из разрезанных букв.

- Солнце дарит нам много света и тепла. Мы все радуемся солнышку. А сейчас мы можем стать его помощниками. Каждая группа получает буквы. Из них нужно составить слово. Каждое слово станет лучиком нашего солнышка.

Класс делится на 8 групп. Каждая группа составляет слово и затем прикрепляет его на доску к солнечному лучу.

  • Красота
  • Ура
  • Радость
  • Дружба
  • Праздник
  • Ласка
  • Доброта
  • Любовь

Дети объясняют смысл каждого слова и доказывают, что это слово может быть лучиком солнца.

- Ребята, все эти слова вам хорошо знакомы. Но об одном из них я хочу рассказать вам подробнее. Это слово "ура". Что оно обозначает? (Люди произносят это слово, когда радуются).

- Это верно. Но почему мы произносим "ура"? Откуда пришло это слово? Чтобы узнать это, я заглянула в "Малый энциклопедический словарь" (Показать детям). И нашла ответ. В Египте люди поклонялись Богу Солнца. Имя этого Бога - Ра. Люди поднимали руки вверх и просили милости у Солнца - у Ра. Так и появилось слово "ура". Мы и теперь, когда радуемся и произносим это слово, поднимаем вверх руки. Возможно, в словах "красота", "праздник", "радость" слог "ра" - это тоже частичка солнца.

3. Подведение итогов.

- Наш урок подходит к концу. Что вам было особенно интересно? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали? (Дети высказывают свое мнение).

- Напоследок я хотела бы рассказать вам одну историю. Вы, наверное, заметили, что на столе у меня лежат апельсин и яблоко. Похожи они на солнышко? (Да. По форме и по цвету).

- А история такая. Встретила как-то Аленка Апельсин и Яблоко. Спросила Аленка у Апельсина: "Почему ты весь из долек?" Апельсин ей ответил: "Я из долек для того, чтобы ты могла разделить меня и поделиться с другом". Тогда Аленка спросила у Яблока: "Почему ты, Яблоко, целое?" Как вы думаете, ребята, что ответило Яблоко? (Чтобы ты могла меня целиком отдать).

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, делились с другими, и не только яблоками. Не бойтесь отдавать теплоту своей души людям. И тогда каждый из вас будет похож на солнышко, которое дарит всем тепло, любовь, добро и жизнь.