Цели:
1. Совершенствовать навыки осознанного чтения и письма, расширять кругозор детей, учить анализировать прочитанное, применять полученные знания.
2. Развивать речь, внимание, память.
3. Воспитывать доброту, способность оказать взаимопомощь, любознательность.
Оборудование:
1. Аппликация "Солнышко".
2. Разрезные буквы (для групповой работы).
3. Книги по истории энциклопедического характера.
4. Апельсин, яблоко.
5. Букварь
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Актуализация знаний.
- Ребята, кто из вас знает, какое сегодня число? (1 декабря).
- А что это за месяц? (Декабрь - первый месяц зимы, последний месяц в году).
- Говорят, что декабрь год кончает, а зиму начинает. Сегодня первый зимний день по календарю. А что вы можете рассказать о зиме? (Ребята перечисляют признаки зимы, с которыми они познакомились на уроке природоведения).
- Я рада, что вы хорошо усвоили тему "Времена года" и перечислили так много признаков зимы. Запишем число в тетрадях и попытаемся отыскать "опасные" места в названии этого месяца. (Дети записывают число с комментированием).
- Итак, сейчас декабрь, на дворе мороз. Землю покрыл снежный ковер. Сегодня на улице пасмурно. А к нам на урок заглянуло солнышко. (Учитель обращает внимание детей на аппликацию "Солнышко" на доске).
- А что такое солнышко? Давайте вспомним, что мы уже знаем о солнце. (Солнце - это звезда. Наша планета вращается вокруг Солнца. Солнце дает нам тепло и свет. Оно дает нам жизнь).
- Сегодня солнце будет сопровождать нас на уроке. И я надеюсь, оно поможет вам работать увлеченно и ярко.
2. Работа над темой урока.
1) Работа с пословицей.
- Прочитайте запись на доске. (При солнышке тепло, при матери - добро).
- Что это такое? (Пословица).
- Каков ее смысл? (Солнышко и мама похожи, так как и солнце, и мама дарят свет, тепло, добро, жизнь).
- Какие орфограммы вы здесь встретили?
Запись пословицы по памяти с последующей взаимопроверкой.
2) Работа с текстом "Солнышко" (Букварь).
- А как вы думаете, только мама похожа на солнышко? (Учитель подводит к мысли о том, что с солнышком можно сравнить многих людей).
- Солнышко живет в каждом человеке. Давайте посмотрим, как пишут об этом авторы учебника.
Чтение текста "Солнышко". Читают подготовленные ученики.
- Как же можно назвать солнышко, которое живет в человеке? (Доброта).
- Давайте вернемся к тексту и прочитаем о том, какого человека можно назвать добрым.
Выборочное чтение. Анализ прочитанного. Примеры из жизни.
- Ребята, объясните, как вы понимаете прочитанное?
- Что значит любить людей?
- Как вы можете помогать другим людям?
- Приходилось ли вам помогать кому-то?
- Что значит любить природу?
Ученики приводят примеры из жизни.
- А как вы понимаете смысл двух последних прочитанных предложений? (Человек может быть совсем маленьким, а солнце доброты в нем может быть очень большое).
- Мне кажется, что эти слова про вас. По вашим рассказам я поняла, что в каждом из вас живет большое яркое солнце, несмотря на то, что вы еще маленькие.
3) Физкультминутка "Солнечный зайчик".
Что за зайчик? Скок да скок.
С пола прыг на потолок,
Я хочу с ним поиграть,
Не могу его поймать.
Солнце спряталось за лес, -
И мой зайка вмиг исчез.
4) Работа со справочным материалом по истории.
- На Руси с солнышком всегда сравнивали все самое красивое, доброе и прекрасное. Давным-давно правил Русью великий князь. Звали его Владимир Красное Солнышко. (Показать портрет).
- А как вы думаете, почему его так назвали?
- Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?
- Об истории нашего государства написано много книг. Вот некоторые из них. (Учитель обращает внимание ребят на выставку книг).
- В этих книгах можно найти много интересного, в том числе и ответ на наш вопрос. Некоторые ребята дома уже поработали с литературой. Они сейчас расскажут нам, что они узнали о Владимире. Почему его назвали Красное Солнышко?
Ученики делают краткое сообщение.
Обобщение исторического материала. Запись с комментированием "Князь Владимир Красное Солнышко".
5) Работа в группах. Составление слов на заданную тему из разрезанных букв.
- Солнце дарит нам много света и тепла. Мы все радуемся солнышку. А сейчас мы можем стать его помощниками. Каждая группа получает буквы. Из них нужно составить слово. Каждое слово станет лучиком нашего солнышка.
Класс делится на 8 групп. Каждая группа составляет слово и затем прикрепляет его на доску к солнечному лучу.
- Красота
- Ура
- Радость
- Дружба
- Праздник
- Ласка
- Доброта
- Любовь
Дети объясняют смысл каждого слова и доказывают, что это слово может быть лучиком солнца.
- Ребята, все эти слова вам хорошо знакомы. Но об одном из них я хочу рассказать вам подробнее. Это слово "ура". Что оно обозначает? (Люди произносят это слово, когда радуются).
- Это верно. Но почему мы произносим "ура"? Откуда пришло это слово? Чтобы узнать это, я заглянула в "Малый энциклопедический словарь" (Показать детям). И нашла ответ. В Египте люди поклонялись Богу Солнца. Имя этого Бога - Ра. Люди поднимали руки вверх и просили милости у Солнца - у Ра. Так и появилось слово "ура". Мы и теперь, когда радуемся и произносим это слово, поднимаем вверх руки. Возможно, в словах "красота", "праздник", "радость" слог "ра" - это тоже частичка солнца.
3. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. Что вам было особенно интересно? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали? (Дети высказывают свое мнение).
- Напоследок я хотела бы рассказать вам одну историю. Вы, наверное, заметили, что на столе у меня лежат апельсин и яблоко. Похожи они на солнышко? (Да. По форме и по цвету).
- А история такая. Встретила как-то Аленка Апельсин и Яблоко. Спросила Аленка у Апельсина: "Почему ты весь из долек?" Апельсин ей ответил: "Я из долек для того, чтобы ты могла разделить меня и поделиться с другом". Тогда Аленка спросила у Яблока: "Почему ты, Яблоко, целое?" Как вы думаете, ребята, что ответило Яблоко? (Чтобы ты могла меня целиком отдать).
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, делились с другими, и не только яблоками. Не бойтесь отдавать теплоту своей души людям. И тогда каждый из вас будет похож на солнышко, которое дарит всем тепло, любовь, добро и жизнь.