Тема: «Закрепление знаний о глаголе».
Форма урока: игра-путаница.
Цели:
- Учебные:
- закрепление умений находить глаголы в речи;
- закрепление знаний об изменении глаголов по числам.
- Развивающие:
- развитие внимания;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие речи.
- Воспитательные:
- воспитание положительных черт характера (чистоплотность, гостеприимство) посредством творчества К.И. Чуковского.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Детям сообщается цель урока (закрепление знаний о глаголе) и то, что в предстоящем уроке будет много путаницы, а они должны помочь все распутать.
2. Учащимся предлагается прочитать отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Путаница», который записан на доске:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают.
Мышки кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Ученики отвечают на вопросы:
– Из какого произведения взят отрывок?
– Кто автор данного произведения?
– Что запутал автор?
– Какие глаголы встретились в отрывке?
– Какие части речи называются глаголами?
Дети самостоятельно списывают отрывок в тетрадь и подчеркивают глаголы двумя чертами.
3. На доске открывается новое задание.
Сматрел, кормили, дижурили, погасила, погастила, выгладил, сламали, замароска, голадали.
Ученики должны найти, какие орфограммы записаны с ошибками (т.е. произошла путаница), объяснить правильное написание слов, а затем определить, какое слово «лишнее». («Лишнее» слово – заморозка, так как это имя существительное, а остальные слова являются глаголами). Далее учащиеся списывают в тетрадь все глаголы правильно и указывают, в каком числе они написаны. После самостоятельной работы осуществляется проверка и повторяется, что глаголы могут употребляться как в единственном числе, так и во множественном.
4. Работа по учебнику. ( «Русский язык» 2 класс, авторов Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой)
Учитель сообщает детям, что авторы учебника тоже решили их запутать и составили упражнение № 56. Учащиеся после прочтения задания и текста упражнения объясняют, как надо изменить данные в скобках глаголы.
Текст упражнения.
«Мальчики (смастерил) скворечник. Они (повесил)
его высоко на дереве. Ребята (прикрепил) домики на
солнечной стороне.
Крылатые жильцы (справит) новоселье. Скоро в
скворечнике (запищит) птенцы.»
Затем дети озаглавливают текст («Помощь скворцам»), списывают самостоятельно текст в тетрадь и подчеркивают главные члены предложения. После проверки выполненной работы учащиеся отвечают на вопрос:
– Какую роль играют глаголы в предложении?
5. Работа по иллюстрациям к произведениям К.И. Чуковского.
Детям предлагается поработать следующим образом:
А) назвать, из какого произведения
К.И.Чуковского взят отрывок;
Б) найти «путаницу»;
В) найти глаголы.
Тексты отрывков.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку потеряла.
(См. рисунок 1)Едут и плачут,
Пряники жуют.
(См. рисунок 2)Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Убегает умывальник
И качает головой…
(См. рисунок 3)Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему болеть
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
(См. рисунок 4)И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И смеется, и смеется она.
(См. рисунок 5)
После выполнения работы задаю учащимся вопросы:
– Какой вы представляете себе Муху-Цокотуху?
– Почему Умывальник качал головой?
– Как нужно закаливать свой организм, чтобы
реже обращаться к врачам?
– Грязная посуда – это красиво?
Обобщаются ответы учащихся и говорится о положительных чертах характера человека.
6. Открывается обратная сторона доски, на которой записаны пары слов из выполненной работы:
потеряла – нашла
заболеть – лечиться
закричали – замолчали
Дети читают пары слов и отвечают на вопрос:
– Эти слова, близкие или противоположные по смыслу?
7. Игра
У каждого ученика на парте карточка со словом. Дети читают их цепочкой вслух и отвечают на вопрос:
– Что общего во всех этих словах? (Все слова – глаголы).
Правила игры: Сначала один ученик читает слово, а сосед по парте называет глагол, противоположный по смыслу, потом меняются ролями. Если ученик говорит правильно, класс хором отвечает: «Да», если неправильно – «Нет». Учащиеся в таком случае помогают найти правильное слово.
Глаголы на карточках:
(В скобках предполагаемый ответ)
| вливать (выливать) внести (вынести) завязать (развязать) зажечь (погасить) сдвинуть (раздвинуть) вбегать (выбегать) прилететь (улететь) приходить (уходить) строить (ломать) шить (пороть) купить (продать) привезти (увезти) плакать (смеяться) взять (отдать) разрешать (запрещать) |
молчать (говорить) стоять (лежать) ругать (хвалить) одеваться (раздеваться) встречать (провожать) закрыть (открыть) входить (выходить) мочить (сушить) увеличить (уменьшить) прибавить (вычесть) терять (находить) помнить (забыть) уронить (поднять) начать (кончить) приклеить (отклеить) |
8. Подведение итогов урока, оценка работы класса и отдельных учащихся, задание на дом (распутать три предложения из группы слов в упражнении № 57.)
Использованная литература:
- Русский язык. 2 класс в 2-х частях. Авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Москва, издательство «Просвещение», 2007г.
- Конкурс грамотеев. Авторы Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин. Москва. Просвещение, АО «Учебная литература», 1996г.
- Сказки. К.И.Чуковский. Москва, ООО «Издательство Астрель», 2004 г.