Тема: «Закрепление знаний о глаголе».
Форма урока: игра-путаница.
Цели:
- Учебные:
- закрепление умений находить глаголы в речи;
- закрепление знаний об изменении глаголов по числам.
- Развивающие:
- развитие внимания;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие речи.
- Воспитательные:
- воспитание положительных черт характера (чистоплотность, гостеприимство) посредством творчества К.И. Чуковского.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Детям сообщается цель урока (закрепление знаний о глаголе) и то, что в предстоящем уроке будет много путаницы, а они должны помочь все распутать.
2. Учащимся предлагается прочитать отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Путаница», который записан на доске:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают.
Мышки кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Ученики отвечают на вопросы:
– Из какого произведения взят отрывок?
– Кто автор данного произведения?
– Что запутал автор?
– Какие глаголы встретились в отрывке?
– Какие части речи называются глаголами?
Дети самостоятельно списывают отрывок в тетрадь и подчеркивают глаголы двумя чертами.
3. На доске открывается новое задание.
Сматрел, кормили, дижурили, погасила, погастила, выгладил, сламали, замароска, голадали.
Ученики должны найти, какие орфограммы записаны с ошибками (т.е. произошла путаница), объяснить правильное написание слов, а затем определить, какое слово «лишнее». («Лишнее» слово – заморозка, так как это имя существительное, а остальные слова являются глаголами). Далее учащиеся списывают в тетрадь все глаголы правильно и указывают, в каком числе они написаны. После самостоятельной работы осуществляется проверка и повторяется, что глаголы могут употребляться как в единственном числе, так и во множественном.
4. Работа по учебнику. ( «Русский язык» 2 класс, авторов Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой)
Учитель сообщает детям, что авторы учебника тоже решили их запутать и составили упражнение № 56. Учащиеся после прочтения задания и текста упражнения объясняют, как надо изменить данные в скобках глаголы.
Текст упражнения.
«Мальчики (смастерил) скворечник. Они (повесил)
его высоко на дереве. Ребята (прикрепил) домики на
солнечной стороне.
Крылатые жильцы (справит) новоселье. Скоро в
скворечнике (запищит) птенцы.»
Затем дети озаглавливают текст («Помощь скворцам»), списывают самостоятельно текст в тетрадь и подчеркивают главные члены предложения. После проверки выполненной работы учащиеся отвечают на вопрос:
– Какую роль играют глаголы в предложении?
5. Работа по иллюстрациям к произведениям К.И. Чуковского.
Детям предлагается поработать следующим образом:
А) назвать, из какого произведения
К.И.Чуковского взят отрывок;
Б) найти «путаницу»;
В) найти глаголы.
Тексты отрывков.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку потеряла.
(См. рисунок 1)Едут и плачут,
Пряники жуют.
(См. рисунок 2)Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Убегает умывальник
И качает головой…
(См. рисунок 3)Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему болеть
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
(См. рисунок 4)И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И смеется, и смеется она.
(См. рисунок 5)
После выполнения работы задаю учащимся вопросы:
– Какой вы представляете себе Муху-Цокотуху?
– Почему Умывальник качал головой?
– Как нужно закаливать свой организм, чтобы
реже обращаться к врачам?
– Грязная посуда – это красиво?
Обобщаются ответы учащихся и говорится о положительных чертах характера человека.
6. Открывается обратная сторона доски, на которой записаны пары слов из выполненной работы:
потеряла – нашла
заболеть – лечиться
закричали – замолчали
Дети читают пары слов и отвечают на вопрос:
– Эти слова, близкие или противоположные по смыслу?
7. Игра
У каждого ученика на парте карточка со словом. Дети читают их цепочкой вслух и отвечают на вопрос:
– Что общего во всех этих словах? (Все слова – глаголы).
Правила игры: Сначала один ученик читает слово, а сосед по парте называет глагол, противоположный по смыслу, потом меняются ролями. Если ученик говорит правильно, класс хором отвечает: «Да», если неправильно – «Нет». Учащиеся в таком случае помогают найти правильное слово.
Глаголы на карточках:
(В скобках предполагаемый ответ)
вливать (выливать) внести (вынести) завязать (развязать) зажечь (погасить) сдвинуть (раздвинуть) вбегать (выбегать) прилететь (улететь) приходить (уходить) строить (ломать) шить (пороть) купить (продать) привезти (увезти) плакать (смеяться) взять (отдать) разрешать (запрещать) |
молчать (говорить) стоять (лежать) ругать (хвалить) одеваться (раздеваться) встречать (провожать) закрыть (открыть) входить (выходить) мочить (сушить) увеличить (уменьшить) прибавить (вычесть) терять (находить) помнить (забыть) уронить (поднять) начать (кончить) приклеить (отклеить) |
8. Подведение итогов урока, оценка работы класса и отдельных учащихся, задание на дом (распутать три предложения из группы слов в упражнении № 57.)
Использованная литература:
- Русский язык. 2 класс в 2-х частях. Авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Москва, издательство «Просвещение», 2007г.
- Конкурс грамотеев. Авторы Н.М. Бетенькова, Д.С.Фонин. Москва. Просвещение, АО «Учебная литература», 1996г.
- Сказки. К.И.Чуковский. Москва, ООО «Издательство Астрель», 2004 г.