Урок русского языка в 5-м классе "А что у вас?" (повторение и обобщение по теме "Фонетика")

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме;
  • закрепить умения и навыки учащихся по разделу “Фонетика и графика”;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке вы пополните свои знания интересными сведениями об истории создания звуков и букв. В игровой форме мы будем заниматься серьёзной работой, обобщая и закрепляя свои знания по теме “Фонетика”.

У меня есть предложение
Всем гостям на удивление;
В историю застывших звуков
Мы в путешествие пойдём
И знания пополнить сможем,
И навыки приобретём.

Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите. Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить много раз?. Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы остановить звуки. Люди придумали буквы – письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка – буква – это как бы застывший звук.

Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим.

Ребята! Кто из вас расскажет нам историю образования букв?

Ученик: Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. А мы такой азбукой не смогли бы работать. Как мы бы отличали на письме луну от Лены, ведро от выдры.

Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет учёные следующих поколений прибавляли кто 2, а кто 3, а один – даже 16 букв. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит “завоевал” почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. (Слайд №2)

Ученик: Сейчас и русский народ, и братские славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена этого не было. И вот во второй половине X века двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию и стали работать над созданием славянской письменности. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своём языке. (Слайд №3)

Ах, ах, ах.
Предложенье – просто класс.
У меня вообще фонема.
Сколько звуков есть у вас?

Прослушайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём. (Слайд №4).

Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу – снежинок,
Сколько в дожде – дождинок,
Сколько в песке – песчинок,
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки?

На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много. С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Но как определить, для каких звуков нужно изобрести буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать.

Разминка.

Давайте поиграем. Возьмём слово “СОМ” и попробуем “наперегонки” заменить в нём первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? (Слайд№5)

Давайте попробуем заменить второй звук в слове “СОМ”. (Слайд№6)

А теперь замените последний звук в слове. (Слайд№7)

Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя.

  • Какое же имя дам этим звукам учёный? (Слайд №8)
  • Ребята, запишите все гласные фонемы. Сколько всего фонем?

II. Занимательная игра.

А у меня наоборот,
Вашей фонеме от ворот поворот.
У меня в общем-то игра:
“Одна фонема, прочь пошла!”

Условия игры такие:

  • если вы придумаете в каждой игре все слова, получаете за неё 10 б;
  • если половину – 5 б;
  • если меньше половины – 3 б.

1.Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось новое слово. (Слайд№9)

2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому из них одну фонему, чтобы получилось новое слово. (Слайд №10)

3.Теперь вам нужно в словах заменить одну согласную фонему (Слайд №11)

III. Путешествие в Страну звуков.

Ха-ха-ха,
Рассмешили белый свет
Интереснее экскурсий
Ничего на свете нет.
Хорошо бы было вот
Нам податься на завод,
Где рождаются все звуки
Там их целый хоровод.

– Кто расскажет, как рождаются звуки?

Ученик: Кажется, что говорить легко: звуки, слова и даже целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто: в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Вместо станков на заводе – органы речи. А звуки – настоящие эксплуататоры”. Только для того, чтобы звук появился на свет, трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Им всем хватает работы. А наши уши – контролёры.

Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу бежит он в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Из узенькой гортани воздух вырывается на свободу и “бежит” в рот. Так ведут себя почти все звуки. Если воздуху удаётся вырваться на свободу, не встретив на своём пути никаких преград. То получается гласный звук. А если ему придётся прорываться через баррикады, которые устраивают губы, зубы, нос, то получится согласный звук. (Слайд №12)

IV. Распределительный диктант.

У меня важней идея,
Что вот если нам бы, братцы,
Здесь двойняшками заняться,
Среди звонких и глухих
Мы отыщем пары их.

  • Что это за буквы “двойняшки”?

Расселите их, пожалуйста, в свой двухэтажный домик. На первом этаже поселите глухие согласные, а на втором – звонкие. (Слайд №13)

-Какие фонемы не хотят ходить в паре с глухими согласными? (Слайд№14)

Поселите их в домике, который у вас нарисован. На каком этаже вы их расположите?

  • А какие фонемы не ходят в паре со звонкими согласными? Что это за глухие “одиночки”? (Слайд№15)

В стихотворении Целый месяц под дождём.

Мокнет крыша! Мокнет дом,
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты,
Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля,
И далёко от земли
Мокнут в море корабли.

(Слайд№16) подчеркните слова, в которых есть только звонкие согласные.

А теперь в двустишии.

У папы три капли упали со шляпы,
Кошка согрела озябшие лапы.

Найдите слова, состоящие только из глухих согласных (Слайд№17)

Так, когда же звонкий согласный произносится глухо, а глухой звонко?

Что вы должны сделать, чтобы правильно написать такие слова?

А у нас вчера как раз
Во всём доме свет погас.
Я о твёрдых всё учила.
А о мягких не смогла.

– А вы, ребята, всё знаете о мягких и твёрдых согласных? ( Ответ по ОК)

– Найдите в четверостишии парные мягкие и твёрдые согласные фонемы. (Слайд№18)

– А теперь выпишите в два столбика фонемы-одиночки: слева – всегда твёрдые, справа – всегда мягкие.

Нет. нет, нет,

J – фонема всех важней,
Так таинственна она,
В звуки просто влюблена,
Я хочу сказать вам вот
Поиграть с фонемой J

  • Ребята, вы знаете об этой фонеме?
  • В каких словах эта фонема пытается спрятаться? (Слайд №19)
  • Какие сочетания фонем передаются буквами Е,Ё,Ю,Я? (Ответ по ОК)

V. Работа с текстом.

– Посмотрите внимательно на доску, прочитайте предложения. Как можно назвать эти все предложения, одним словом? (Слайд №20)

  • Почему вы считаете, что это текст?
  • Найдите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?
  • Укажите слова, в которых букв меньше, чем звуков. Почему?
  • А теперь давайте вспомним наш конспект. Всё ли мы с вами повторили о звонких и глухих согласных?
  • Замените зависимые от глагола слова близкими по смыслу наречиями, в которых наблюдается оглушение, укажите, какой звук обозначает последний согласный.

(Слайд №21) Подчеркните слова, написание которых требует проверки вследствие озвончения согласных.

  • Зачитайте слова, в которых есть твёрдый согласный звук, не имеющий парного мягкого согласного. (Слайд №22)
  • В каком слове гласный И не придаёт мягкость согласному звуку? Почему?
  • Вот мы с вами и повторили всё о фонеме.
  • А теперь надо выполнить самое ответственное задание: сделать фонетический разбор слов
  •  

1 вариант

2 вариант

странные

лестница

VI. Подведение итогов

  • Какие понятия из раздела “Фонетика” мы сегодня повторили?

VII. Домашнее задание

  1. Ответьте на контрольные вопросы
  2. Выполните упр.315
  3. Подготовьтесь к контрольному диктанту по теме “Фонетика”.

Приложение 1