Открытый урок литературного чтения по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • продолжить работу над сказкой “Мудрая дева”;
  • учить делать сравнительный анализ сказок, объединённых одной темой;
  • воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения; учить любить близких людей.

Оборудование:

  • плакат с изображением домового Афанасия Фёдоровича,
  • силуэт сказочного дворца,
  • картинка с изображением сокола, мудрого старика;
  • реквизит к сценке по сказке “Умная внучка” в обработке А. Платонова.

I. Мобилизующий этап

У. Мы много путешествовали по сказкам, познакомились с героями волшебных сказок, со сказочными богатырями.

Афанасий Фёдорович – младший домовой собрался навестить героев мудрых сказок и решил и нас с вами взять прямо в сказки.

Но попасть в сказки не так-то просто. Афанасий приготовил для вас три испытания.

1 испытание: прочитай трудные слова.

(Чтение трудных слов без первичного внутреннего проговаривания)

  1. лавировать;
  2. сокровищница;
  3. белобородый;
  4. перебелорылил;
  5. Поликарпович;
  6. широкозеленолистный;
  7. высококудреватенький;
  8. гладкотёсовыструганные.

2 испытание: разделите строчки на слова.

ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ

ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ

ВСТАРОЕВРЕМЯЖИЛДАБЫЛМУЖИЧОК

У. Что вы заметили? Какие предложения получились?

Д. Это слова из сказок. Это начало, зачины разных сказок.

3 испытание: расшифруйте фразу.

КАЗСКА РОСТЬМУДЮ АТБОАГ.

II. Формулирование темы урока

У. Вы выдержали все три испытания. Как вы думаете, какое из составленных вами предложений станет ключевым при определении темы урока?

Д. Сказка мудростью богата.

III. “Вхождение в сказку”

У. Встаньте все и скажите, кружась вместе с Афанасием Фёдоровичем, таинственным голосом волшебные слова: “Дети, дети, покружитесь, в мудрых сказках очутитесь”.

Вот мы и прибыли в сказочное царство. Посмотрите, ребята, перед вами удивительный дворец. А вот и парадный вход, а над ним написано слово.

Какое?

Д. Мудрость

У. А что такое мудрость?

Д. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

У. Ребята, через этот парадный вход в первый зал зашли слова. Прочитайте их.

Сетка.

Мерин.

Жеребёнок.

Царь.

Кобыла.

У. Из какой они сказки?

Д. Из русской народной сказки “Мудрая дева”.

У. Напомните кратко содержание первой части сказки.

IV. Работа с текстом

У. На дом вам было дано задание познакомиться со второй частью сказки “Мудрая дева”,

Открыли учебник. С первых строк мы попадаем в царские палаты.

  1. “Вхождение” в царские палаты.

У. Как вы их представляете? Опишите их.

  1. Чтение по ролям.

У. Прочитайте по ролям сцену, происходящую в царских палатах.

У. Какое первое испытание приготовил царь для дочери мужика?

  1. Вхождение” в деревенскую избу.

У. А сейчас заглянем в дом мужика.

Что вы там видите? (Описание избы мужика).

  1. Чтение по ролям, опустив слова автора.

У. В точности передайте те интонации в голосе, что услышали в диалоге отца и дочери.

Кто из вас хочет превратиться в мудрую деву и достоверно рассказать о втором испытании, которое приготовил царь?

Д. -Аня, Аня, покружись, в мудрую деву превратись.

У. Расскажи об этом испытании от лица мудрой девы (от первого лица).

У. Зачитайте, какое третье испытание приготовил царь для девочки-семилетки.

У.Что на это ответила мудрая девочка отцу, когда он ей сообщил об этом?

  1. Чтение учителя (до диалога между царём и семилеткой).
  2. Чтение учащимися диалога между царём и мудрой девой.

У. Какие качества русского народа проявились в этом диалоге? (Ум, смелость и ирония).

Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.

V. Инсценирование.

Сценка.

Царь.

Ни в чём не отступила: как я велел, так ты и приехала. А чем вы кормитесь с дедом?

Дуня.

А мой дедушка на сухом берегу рыбу ловит, он сетей в воду не ставит. А я подолом рыбу домой ношу да уху в горсти варю!

Царь.

Что ты говоришь, глупая! Где это рыба на сухом берегу живёт? Где уху в горстях варят?

Дуня.

А ты-то ль умён? Где это видано, чтобы мерин жеребёнка родил? А в твоём царстве и мерин рожает!

Царь.

А как узнать было, чей жеребёнок? Может, чужой забежал!

Дуня.

Как узнать? Да тут бы и дурень рассудил, а ты царь! Пусть мой дедушка на своей лошади в одну сторону поедет, а богатый сосед – в другую. Куда побежит жеребёнок, там и матерь его.

Царь.

А ведь и правда! Как же я-то не рассудил, не догадался?

Дуня.

А коли бы ты по правде судил, тебе бы и богатым не быть.

Царь.

Ах ты, язва! Что дале из тебя выйдет, когда ты большая вырастешь?

Дуня.

А ты рассуди, сперва, чей жеребёнок, тогда я и скажу тебе, кем я большая буду!

У. Чем похожи сцены?

Чем отличаются?

Как проявились в этой сказке те качества русского народа, которые были отмечены в сказке “Мудрая дева”?

Д. Качества русского народа проявились более остро, грубовато.

У. К внеклассному чтению прочитайте всю книгу “Умная внучка” в обработке Платонова и постарайтесь сравнить эти две сказки.

VI. Физминутка.

У. Давайте отдохнём немножко под музыку, которая звучит в замке, покружимся в танце (фонограмма).

VII. Продолжение работы.

У. Ребята, посмотрите, во втором зале сидит какая-то птица.

Из какой сказки?

Д. Из киргизской сказки “Мудрая девушка”

У. Перейдём в третий зал.

Кого мы видим?

Д. Мудрого старика.

У. Мудрый старик, из какой сказки?

Д. Из татарской сказки “Мудрый старик”.

У. В дивном дворце живут три мудрые сказки, такие разные и в то же время похожие друг на друга.

VIII. Сравнение сказок.

У. Какие это сказки?

Д. Бытовые.

У. Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.

На доске: зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.

Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Д. Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.

В бытовых сказках вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.

У. А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их (заполним таблицу устно).

Вопросы от учителя

Названия сказок

  “Мудрый старик” “Мудрая девушка” “Мудрая дева”
Чьи это сказки? Татарская Киргизская Русская
Назовите правителей этих стран Падишах Хан Царь
Кто был мудрым? Старик Девушка Даанышман Девочка-семилетка
Сколько в сказке загадок? 3 3 4
Какие? - как определить, где находится камень?

- как отличить молодого коня от старого?

-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?

- какое расстояние между востоком и западом?

- какое расстояние между небом и землёй?

- какое расстояние между правдой и ложью?

- что быстрее и сильнее?

- что всего жирней?

- что всего мягче?

- что всего милей?

Кому помогла мудрость? - юноше

- старику

- народу

- джигиту

- девушке Даанышман

-старику
Какие концовки у сказок? “Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” - сказал падишах и отменил свой жестокий приказ. Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив. Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.
Что ценит народ в героях сказок? - ум

- мудрость

- ум

- мудрость

- ум

- мудрость

- догадку

IX. Вывод

У. Ум помог героям в трудные минуты. Все эти сказки похожи идеей, сутью.

А что порицают сказки?

Д. Сказки порицают жестокость, всегда в сказках высмеивалась глупость.

У. Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?

Д. Мудрость всегда была в почёте.

У. Дети, дети, покружитесь, снова в классе очутитесь.

X. Домашнее задание: в рабочей тетради на странице 34 заполнить таблицу.