Цели:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о Петербурге ХIХ – начала ХХ века.
Развивающие:
- Продолжать развивать понятийное мышление, отрабатывать умение анализировать, делать выводы, работать по алгоритму.
Воспитательные:
- Способствовать осознанию учащимися значимости Петербурга и его памятников для каждого горожанина.
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Ход урока
I.
Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие во времени.
Посмотрите на слайды и постарайтесь определить, в какую эпоху нам предстоит попасть сегодня. Назвав эпоху, вы назовете тему урока. Внимание на экран.
(Видеоряд – картины, гравюры, фотографии 19 – нач. 20 века.)
Тема: Петербург ХIХ – начала ХХ века.
Мы закончили очередную петербургскую тетрадь, посвященную страницам жизни нашего города. Сегодня мы вспомним, каким был наш город в 19 веке, какое значение он имел для России, подведем итоги и подумаем, какое наследие оставил нам, петербуржцам 21 века, город века 19.
Итак, план урока:
- Разминка. Игра “Третий лишний”
- Петербург ХIХ – начала ХХ века, какой он?
- Кто создавал петербургское наследие?
- Каково значение Петербурга ХIХ – начала ХХ века для России?
- Из века ХIХ – в век ХХI.
Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать в группах, будем отрабатывать умения слушать друг друга, делать выводы, а также будем тренироваться работать по алгоритму. А в конце урока ответим на вопрос:
Что оставил Петербург ХIХ – начала ХХ века современному городу?
II.
1. Игра “Третий лишний” (работа в тройках). Работаем со словами из словаря.
Ученый – интеллигенция – предприниматель
Доходный дом – чиновник – частная собственность.
Конка – трамвай – омнибус
2. Петербург ХIХ – начала ХХ века – какой он? (работа в группах)
Каждая группа получает комплект карточек со стихотворным отрывком.
Задание:
- Прочитайте стихи.
- Обсудите в группе: Каким вы увидели Петербург, прочитав стихотворение?
- Выберите представителей от группы:
- кто выразительно прочитает классу стихотворение;
- кто будет отвечать на вопрос.
- Помните, выступающего готовит группа!
Карточки:
- Два века роста, пышного цветенья,
- Архитектуры праздник над Невой,
Расцвет искусств, науки, просвещенья,
Поэзии и чести боевой!
Василий Сумбатов - Здесь центр. Обмен вещей и соты самых знатных.
Там рынки жирные и грязных улиц сеть.
Там лес фабричных труб, дымящих, черных, статных,
Глотающих дрова, железо, уголь, медь...
У города есть рот. У города есть ноги.
Как войско с копьями, видны суда в порту,
От города бегут железные дороги,
Полоски белые уходят в широту.
И всюду, всюду труд...
Алексей Лозина-Лозинский
- Давно проснулася столица,
По улицам и гул, и звон,
И смех, и сумрачные лица;
Плетется нищий, и вдовица,
И горемычный, бедный люд
Спешит на свой поденный труд.
Клубится дым из труб огромных,
Среди машин неугомонных
Работа жаркая идет.
Спиридон Дрожжин - Театры и дворцы, Нева и корабли,
Несущие туда со всех концов земли
Затеи роскоши; музеи просвещенья,
Музеи древностей - "все признаки ученья"
В том городе найдешь…
Николай Некрасов - По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…
Александр Сергеевич Пушкин - А Невский в этот день, как и в другие дни,
Кипел прохожими на солнце и в тени,
И так же, в две реки, тянулись экипажи
Меж стекол, блещущих соблазнами продажи,
И разноцветные, но бледные дома
Под Небом высились, как ровная кайма…
Сергей Андреевский
После обсуждения делается вывод: Петербург ХIХ века – многоликий город.
3. Кто создавал петербургское наследие?
Давайте вспомним, благодаря кому город стал таким, каким мы его увидели на картинах и фотографиях, таким, каким его видели поэты. (Ученики перечисляют: архитекторы, ученые, писатели, предприниматели, рабочие и т.д.)
Давайте вспомним тех петербуржцев, чьи имена остались в истории, благодаря тому, что они сделали для нашего города и для России. (Слайд)
Вывод: Благодаря этим людям, а также тысячам других петербуржцев, чьи имена история не сохранила, Петербург приобрел особое значение для России.
4. Каково значение Петербурга ХIХ – начала ХХ века для России?
(У каждой группы – конверт с карточками, где изображены или названы объекты, отражающие то или иное значение Петербурга)
Задание:
- Рассмотрите карточки.
- Обсудите в группе, о каком значении Петербурга рассказывают эти объекты?
- Выберите представителя от группы, который будет отвечать на вопрос.
В ходе обсуждения составляется кластер, раскрывающий значение Петербурга.
Карточки по группам:
- Зимний дворец, Сенат и Синод, памятники императорам: Николаю I, Александру III, Адмиралтейство, Здание Главного Штаба - столица России;
- Николаевский вокзал, Царскосельский вокзал, Путиловский завод, Обуховский завод, порт - экономический центр;
- Елисеевский магазин, Пассаж, банк, Биржа - центр торговли;
- Русский музей, Эрмитаж, Мариинский театр, Александринский театр, Консерватория -культурная столица;
- Университет, Лицей, Публичная библиотека, гимназии, реальные и коммерческие училища - центр образования;
- Академия Наук, первая водонапорная станция, первая электростанция, автомобиль, радио – центр научно-технических достижений.
5. Из века ХIХ – в век ХХI.
Внимание на экран. (Слайды – современные фотографии).
О чем рассказывают фотографии? – Век 19 оставил нам, петербуржцам 21 века, богатое наследие. Многое из того, что есть в нашем городе, особенно в центре, сегодня, было создано более 100 лет назад. Благодаря нескольким поколениям петербуржцев, сохранявшим наш город в течение этих 100 лет, мы пользуемся этим наследием и сегодня.
А теперь давайте посмотрим, сохранил ли Петербург начала 21 века то значение для России, какое он имел в 19 веке? (кластер)
Вывод: Сегодня Петербург утратил лишь столичную функцию, остальные функции есть и сегодня.
Что оставил Петербург ХIХ – начала ХХ века современному городу? (функции города, памятники городской среды)
Подводя итог нашему разговору о значении Петербурга для России, я хочу сказать, что именно от вас, сегодняшних школьников, зависит, сохранит ли наш город это значение, облик, памятники и в 21 веке.
III. Рефлексия.
Что повторили на уроке? Какие виды работы понравились?
Как вы думаете, какая была самая главная мысль на уроке?
Самооценка: Оцените степень участия каждого ученика в работе вашей группы (от 0 до 3)
Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке? Кто 5,4,3 ?
IV. Оценивание работы класса учителем. Выставление отметок.
Университет Лицей Публичная библиотека Гимназии реальные и коммерческие училища |
|
Русский музей Эрмитаж Мариинский театр Александринский театр Консерватория |
Елисеевский магазин Пассаж Банк Биржа |
Николаевский вокзал Царскосельский вокзал Путиловский завод Обуховский завод Порт |
Зимний дворец Сенат и Синод памятники императорам: Николаю I, Александру III Адмиралтейство Здание Главного Штаба |