Цели:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований.
- Продолжить формирование знаний об ионах на примере сложного иона (ОН-).
- Продолжить формирование знаний о валентности на основе составления структурных формул оснований.
Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности за результат обучения.
- Формирование положительной “Я - концепции”.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность.
- Развивать умение учащихся анализировать свою учебную деятельность.
- Развивать способность к рефлексии.
- Развивать мотивационную сферу учащихся.
Методы:
- адаптационно-развивающий,
- мотивационно-стимулирующий,
- частично-поисковый.
Используемые технологии:
- ИКТ,
- технологии адаптивной школы.
Оборудование и реактивы:
- интерактивная доска;
- таблица растворимости;
- 5 химических стаканов с надписями ( NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, H2O),
- реактивы тв. NaOH, KOH, Ca(OH)2, растворы CuCl2 и NaOH; H2O;
- стеклянные палочки; фенолфталеин.
План урока:
- Организационный момент - сообщение учащимся темы, цели урока и формы работы.
- Актуализация опорных знаний - выполнение самостоятельной работы №1 в рабочей карте урока, самоанализ, самооценка.
- Изучение нового материала – постановка и решение проблемного вопроса, объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
- Первичное закрепление нового материала посредством прямого повторения и решения упражнений.
- Диагностическая проверочная работа – выполнение самостоятельной работы №2 в рабочей карте урока, самооценка.
- Подведение результатов работы на уроке . Самооценка.
- Рефлексия урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
До начала урока разложить на столы учащихся рабочие карты урока (приложение№1), задания к уроку (приложение №2), ручки зелёного цвета, включить компьютерную презентацию (приложение №3).
(Ход урока сопровождается демонстрацией компьютерной презентации, поэтому в конспекте урока будут указаны номера кадров презентации.)
Кадр1 – заставка. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совместная работа по изучению нового для вас класса веществ - оснований. В ходе урока вам предстоит оценивать свою работу и фиксировать результаты в рабочей карте урока. Возьмите ручку синего цвета и подпишите свою рабочую карту. И прежде, чем мы перейдём к изучению темы урока, давайте вспомним изученный ранее класс соединений.
Кадр2 – фон. Актуализация опорных знаний.
Ответьте на вопросы с.р. №1, впишите ответы в рабочую карту. По окончании работы (через 2 минуты), положите ручки на стол. По желанию учащиеся называют свои ответы; в это время, по “клику” появляются правильные ответы в презентации. Учащиеся сверяют ответы и ручкой зелёного цвета ставят себе оценку в рабочей карте, опираясь на критерии, данные в ней.
Кадр 3- свободный, для записей по ходу объяснения нового материала.
Делается запись:
Н – О – Н Какое понятие необходимо вспомнить, чтобы правильно составить - структурную формулу вещества? Чему равна валентность кислорода? Водорода?
Далее стереть символ водорода и записать вместо него калий: К+1 – О -2- Н+1
Расставить с помощью ребят степени окисления элементов, определить вид химической связи между калием и кислородом, кислородом и водородом, сделать вывод о том, что К+ – это простой ион, ион металла, а ОН- - это сложный ион, называется он гидроксид - ион, научить на его примере определять заряд сложного иона. Далее объяснить, что данное вещество относится к классу оснований. Что же такое основания?
Кадр 4 – определение и примеры оснований.
Кадр 5 – общая формула оснований; пояснить, что ОН называется гидроксогруппой. Попросить учащихся повторить определение оснований, опираясь на общую формулу.
Кадр 6 – задания на нахождение формул оснований. Первичное закрепление нового материала. Пригласить к доске ученика для выполнения задания.
Кадр 7 - как называть основания? Вспомнить, какие металлы имеют постоянную степень окисления. Выполнить задание по номенклатуре оснований.
Кадр 8 – построение структурных формул оснований. Напомнить учащимся понятие валентности, объяснить, что валентность гидроксогруппы (I). Объяснить на примерах, как построить структурную формулу основания.
Кадр 9 – свободный; для выполнения упражнения. Пригласить ученика для выполнения задания, остальные учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.
Задание: “ Напишите формулу гидроксида лития. Составьте для него структурную формулу”. Следующий ученик пишет формулы гидроксида бария.
Кадр 10 – классификация оснований. Продемонстрировать учащимся щёлочи и нерастворимое основание (свежеприготовленный Cu(OH)2), добавить в стаканчики с этими веществами воду и перемешать стеклянной палочкой, отметить растворимость веществ. Можно ли определить растворимость веществ, не проверяя на практике? Познакомить учащихся с таблицей растворимости.
Щёлочи – едкие вещества, они разъедают кожу, вызывают ожоги, разрушают ткани и бумагу, поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно. Растворы щелочей похожи на воду, но их можно отличить от воды – они мылкие на ощупь, так как с кожным жиром образуют мыло и горькие на вкус. Но разве можно пользоваться такими свойствами щелочей для их определения? Так поступали только лет 100 – 150 назад. А сейчас, для определения используют специальные вещества – индикаторы. Провести опыт: во все стаканчики добавить фенолфталеин. Сделать вывод о том, что щёлочи изменяют окраску индикаторов.
Кадр 11 – применение оснований.
Выполнение заданий на карточках и их обсуждение.
Кадр 12 – ответы к самостоятельной работе №2.. Диагностическая проверочная работа. Учащиеся выставляют оценки за с.р. №2, и за урок, в целом. При желании ученика, чтобы оценка была выставлена в журнал, необходимо обвести оценку в кружок. Учитель при проверке использует ручку красного цвета и при справедливо поставленной учеником оценке, вносит её в журнал.
Рефлексия урока. Учащиеся заполняют таблицу ручкой синего цвета
Подведение итогов урока, домашнее задание.