Вид занятия: Построение живописного произведения.
Эпиграф к уроку:
«Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,
два тона – это уже соотношение, это жизнь.
Цвет значим только в соотношении с соседним…
Запомните свое первое впечатление…
Это чувство – самое главное».
Анри Матисс
Цель урока: Формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа.
Задачи:
- Познакомить с такими направлениями в искусстве, как импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый валет».
- Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в картине.
- Развить навыки пейзажной живописи.
- Воспитать любовь к окружающей природе.
Материалы и оборудование:
- Для учителя: мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
- Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока:
- Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему занятия.
- Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
- Сообщение учебного материала.
- Творческая практическая деятельность учащихся.
- Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Ход урока
На данном уроке мы построим живописное произведение по законам контраста.
В живописи контраст является одним из важных художественных выразительных средств.
По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна, проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом пользовались в своем творчестве Э.Делакруа, Рембрандт, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, И.И.Левитан, И.Е.Репин, Анри Матисс, В.Ван Гог, О.Ренуар, И.Машков, П.Кончаловский, Поль Сезанн, М.Ларионов, Аристарх Лентулов и многие художники.
(Начинается показ презентации).
В XIXвеке во Франции возникло художественное направление – импрессионизм(от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874 г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания картины.
В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм (от фр.les fauves-дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».
В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников, протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели соединить достижения французского авангарда с исконно русскими традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере. Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн.
«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог.
Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной мелодии – цветовой темы картины.
Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм, который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины. Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и холодные цвета
- оранжевый – синий,
- желтый – фиолетовый,
- красный – зеленый,
- красный – синий
помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь.
В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их усилению.
Основные контрасты: (показ слайдов)
- теплые пятна – холодные пятна
- яркие пятна – приглушенные пятна
- крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
- темное - светлое
- четкий контур – размытый контур
- первый план – дальний план
В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар.
Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга.
(Показывается таблица гармонических пар).
бледно-фиолетовый |
зеленый |
голубой |
ярко-оранжевый |
голубой |
коричневый |
темно-синий |
бело-желтый |
небесно-голубой |
золотисто-желтый |
сине-зеленый |
красный |
зеленый |
розовато-фиолетовый |
розово-золотисто-пурпурный |
голубой |
светло-охристый |
светло-синий |
розовато-фиолетовый, вишневый |
бледно-зеленый |
синий, изумрудно-зеленый |
оранжево-желтый |
зеленый |
алый |
Коричневато-зеленый (табачный) |
нежно-алый |
Светло-зеленый (холодный или теплый) |
ярко-красный |
зелено-синий |
золотисто-розовый |
белый |
красный |
Задание детям: Создайте живописные работы, в которых цветом выражаются ассоциации вызванные при встрече с природой: «сосны на закате», «лунная ночь», «парусник в море», «тропики», «новогоднее настроение», «земляничная поляна», «закат в горах» и т.д.
Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности. Важно добиться удачного колористического решения, убедительных цветовых отношений. Надо поставить перед собой задачу, чтобы каждый мазок красочного слоя был нового оттенка, в результате картина будет вибрировать цветами. Нужно обязательно продумывать, в результате чего каждый новый мазок краски будет нового цветового оттенка, т.к. на предмет в целом оказывают влияние рефлексы окружающих предметов, солнечное освещение, небесное освещение, толща воздушной среды, тень.
Дети выполняют творческую работу.
Оформляется выставка работ, проводится обсуждение.
Итог урока: Судя по работам учащихся, цвет в руках художника – удивительный инструмент, с помощью которого он может создавать неповторимые произведения искусства.
Это особый язык живописи и освоение этого языка очень увлекательное и полезное занятие. Урок научил нас наблюдать и находить в окружающей природе прекрасную музыку цвета, а также умело переносить свои впечатления на картину.
Приводятся в порядок рабочие места.