Урок по изобразительному искусству в 6-м классе "Мой любимый праздник. Рождество и Новый год"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Познавательные: познакомить детей с историей Нового года и Рождества; появлением символа праздника – елки;
  • закрепление: продолжать знакомство с таким видом работы как коллаж и учить подбирать нужный материал для данной темы; научить творчески мыслить и работать над композициями;
  • упражнять навыки: работать на заданную тему, используя вырезки из открыток; изображать задуманное с учетом пропорций;
  • совершенствовать умения: пространственного расположения предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительного сюжета;
  • развивать: фантазию, творческое воображение; художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного;
  • воспитывать: интерес и любовь к искусству; вкус через минимальное сочетание красок, выбор сюжета открытки, отступив от оригинала; создать положительное жизнерадостное настроение, удовольствие от труда; воспитывать усидчивость.

План урока

  1. Орг.момент. Постановка темы и цели
  2. Объяснение нового материала
  3. Выполнение работы
  4. Подведение итогов

Ход урока

I. Орг.момент. Постановка темы и цели

II. Объяснение нового материала проходит в виде рассказа с элементами беседы.

Какой праздник приближается?

А знаете ли вы, что впервые Новый год 1 января встретили только в 1700 году?

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси до 15 века новый год начинался 1 марта. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Но в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Ш окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного , так и гражданского года по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Петр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. В знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «в честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по дереву или ветви над воротами или над хороминами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».

В 12 часов ночи Петр 1 вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной». В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).

Именно с 1 января 1700 года отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, подарками…

Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но елка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В доме еще стоит новогодняя елка. Пусть будет много свечей, Рождественские свечи – символ домашнего очага. Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с сочельника (канун Рождества) все следующие двенадцать дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Теперь очагов нет, а полено заменили свечи.

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение.

Колядки – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!»

Непременными участниками рождественских праздников были ряженые. Рядились медведями, стариками, чертями, петрушками…

Специально к Рождеству пекли печенье и булочки в виде свинок, коровок, ягнят и овечек.

В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник.

А кто главный на новогоднем празднике?

А сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришел к нам очень давно, как и другие герои сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.

Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни. Среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками.

Но среди предков старца был вполне реальный человек. В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество и в Новый год. В других странах доброго старика называют по-разному: в Испании – папа Ноэль, в Румынии – Мош Джарилэ, в Голландии – Синте-Клаас, в Англии и Америке – Санта Клаус, а у нас – Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу 19 века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом мы хорошо знакомы.

III. Выполнение работы в технике коллаж.

Работа над новогодней (рождественской) композицией – открыткой.

Итак, вы узнали историю нового года и рождества, почему мы встречаем его с елкой и Дедом Морозом. И сегодня я предлагаю вам придумать собственную композицию новогодней или рождественской открытки. Открытку вы будете выполнять в технике «коллаж». Вспомним. На подготовленную, выполненную в цвете основу мы приклеиваем вырезки. У вас было задание найти открытки и вырезать ее персонажи. Они у всех разные. И следуя из моего рассказа выбрать, какую открытку можно сделать.

Открытки существуют уже очень давно. Самая первая рождественская открытка, расписанная вручную красками датируется 1843 годом. На ней изображена большая счастливая семья. В конце 19 века на новогодних открытках господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквами, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Открытки были самым настоящим произведением искусства – украшались блестками, а снег делали из борной кислоты, и выглядел как настоящий. Существует и музей открытки. И вот вам предлагаю посмотреть некоторые варианты открыток, которые, может быть, натолкнут вас на какой-нибудь вариант.

Примерные варианты цвета, которые вы можете использовать (на доске).

Сделать можно и как композицию в рамке, так и пейзаж.

Открытка это маленькое произведение, а вы создаете более развернутый вариант поздравительной открытки.

В работе вы будете использовать цветной картон, на котором с минимальным количеством красок, быстро выполнить рисунок и затем приклеить персонажи с учетом перспективы и пропорций.

Т.к. главное в некоторых открытках не столько пейзаж, сколько персонажи, то вы можете сразу красками изобразить, например, елочку, символ Нового года, в снегу. Или изобразить домик и около него ряженых (это могут быть звери вырезанные). Работайте с фантазией, исходите из того «кого» вы принесли на урок.

Работа ведется гуашевыми красками.

IV. Подведение итогов проходит в виде выставки ученических работ.

Материал для урока взят из книги «Библия для детей». Использованы иллюстрации художественных открыток разных лет.