Цель: Обобщить знания детей по Поэтической тетради № 1.
Задачи:
- образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащать словарный запас.
- воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, к слову.
- развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, изобразительная наглядность.
Оборудование: учебник «Родная речь» 3 кл., 1 часть под ред. Л.Ф.Климановой, репродукция картины Остроухова «Золотая осень», портреты поэтов (Сурикова, Фета, Тютчева, Никитина), диск с музыкой Антонио Вивальди.
Самодельное наглядное пособие: лабиринт, графические модели различных эмоций и чувств, карточки с заданиями, названия станций, Ф.И.О. поэтов – напечатанные на карточках, номера станций.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Орг. момент |
Приветствие учителя. Приветствие гостей. |
Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень» |
2. Мобилизующий этап |
– Сегодня наш урок чтения я хочу начать с высказываний великих людей:
Мне хочется, чтобы эти высказывания девизом нашего урока. |
|
3. Сообщение темы, целей урока. |
– На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту. Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей. – На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. |
|
4. Разминка. |
Начнём путешествие с Разминки. |
|
– Прочитайте текст « жужжащим чтением» – Прочитайте текст, выделяя голосом глаголы (=) – затем существительные (слова с *). – Прочитайте сначала тихо, затем громче, громко. – А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова. Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного. |
Дети читают. |
|
5. Обобщение. |
Остановка «Узнай поэта» – Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой «Узнай поэта». – Надо правильно назвать полные имена поэтов. (Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков) |
Коллективная работа Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями |
Остановка «Из жизни поэтов» (Обсуждение названия остановки). На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов. – У вас на столе карточки. № 1 (см. приложение). Соотнесите имя поэта и факт из биографии. |
Индивидуальная работа. |
|
Остановка «Вспомни стихи» (Обсуждение названия остановки). – На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1). а) Догадайтесь, о чём идёт речь. 1) Больше его – больше снега 2) Он от ветра защищает, урожаю помогает. 3) Много его – не губи, 4) Волков бояться, в него не ходить. 5) Чем дольше в него, тем больше дров. (Лес) – Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название. Тёмный лес, что шапкой На безлюдный простор Неколючий, светло – синий |
|
|
б) Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили. |
Дети наизусть читают отрывки из стихотворений. |
|
Остановка «Восстанови строчки» Работа на карточке № 2. – Восстановите строчки: Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот (Вот моя деревня Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости (Здравствуй, гостья зима |
Дети восстанавливают строчки из стихов (работа в парах). |
|
Остановка «Художественная» – Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта. За ваше старание в конце пути вас ожидает сюрприз. (Картина И.С. Остроухова «Золотая осень»). |
Звучит музыка Вивальди «Осень». |
|
Илья Семёнович Остроухов известен как замечательный русский пейзажист, безгранично любивший природу. В своих картинах художник изображает родную природу в разное время года и дня. |
Просмотр репродукции картины. |
|
В картине «Золотая осень» очень выразительно, правдиво передаётся удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – жёлтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается по земле. (Если позволит время, найти строки в стихах, подходящие к картине). – Нам осталось на память о путешествии нарисовать картину. |
Найти и прочитать отрывок из стихотворения «Листья». |
|
– Я прочитаю стихотворение, а вы по-очереди выходите к доске и рисуете на листе по одному предмету. (Карандашом или фломастером) В результате у нас остаётся на память картина. На дворах и домах |
Дети рисуют то, что себе представляют на доске (по 3 чел. по 1 с каждого ряда). |
|
6. Итог. |
- Что понравилось на уроке? |
(Дети называют отличившихся учеников). |
7. Рефлексия. |
На доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке. – Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку. – Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку. – Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите фишку грустному человечку. Урок окончен. Всем спасибо! |
|