Урок по литературному чтению в 3-м классе. Тема: "Путешествие по литературному лабиринту"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания детей по Поэтической тетради № 1.

Задачи:

  • образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащать словарный запас.
  • воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, к слову.
  • развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.

Тип урока: обобщающий урок.

Форма урока: урок – путешествие.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.

Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.

Средства: речь учителя, диалог с учащимися, изобразительная наглядность.

Оборудование: учебник «Родная речь» 3 кл., 1 часть под ред. Л.Ф.Климановой, репродукция картины Остроухова «Золотая осень», портреты поэтов (Сурикова, Фета, Тютчева, Никитина), диск с музыкой Антонио Вивальди.

Самодельное наглядное пособие: лабиринт, графические модели различных эмоций и чувств, карточки с заданиями, названия станций, Ф.И.О. поэтов – напечатанные на карточках, номера станций.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Приветствие учителя.

Приветствие гостей.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень»

2. Мобилизующий этап

– Сегодня наш урок чтения я хочу начать с высказываний великих людей:

  • Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела. (Аддисон).
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (Белинский).

Мне хочется, чтобы эти высказывания девизом нашего урока.

3. Сообщение темы, целей урока.

– На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту.

Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей.

– На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

 

4. Разминка.

Начнём путешествие с Разминки.

 

– Прочитайте текст « жужжащим чтением»

– Прочитайте текст, выделяя голосом глаголы (=) – затем существительные (слова с *).

– Прочитайте сначала тихо, затем громче, громко.

– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.

Дети читают.

5. Обобщение.  

Остановка «Узнай поэта»

– Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой    «Узнай поэта».                                      

– Надо правильно назвать полные имена поэтов.

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков)

Коллективная работа

Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями

Остановка «Из жизни поэтов»

(Обсуждение названия остановки).

На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов.

– У вас на столе карточки.

№ 1 (см. приложение).

Соотнесите имя поэта и факт из биографии.

Индивидуальная работа.

Остановка «Вспомни стихи»

(Обсуждение названия остановки).

– На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1).

а) Догадайтесь, о чём идёт речь.

1) Больше его – больше снега
больше снега – больше хлеба.

2) Он от ветра защищает, урожаю помогает.

3) Много его – не губи,
мало его – береги,
нет его – посади.

4) Волков бояться, в него не ходить.

5) Чем дольше в него, тем больше дров.

(Лес)

– Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название.

Тёмный лес, что шапкой
Прикрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… («Зима», И.Суриков).

На безлюдный простор
Побелевшей толпой
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему –
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз. («Встреча зимы», И.Никитин).

Неколючий, светло – синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. («Мама! Глянь-ка из окошка», А.Фет).

 

б) Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили.

Дети наизусть читают отрывки из стихотворений.

Остановка «Восстанови строчки»

Работа на карточке № 2.

– Восстановите строчки:

Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот

(Вот моя деревня
Вот мой дом родной
Вот качусь я в санках
По горе крутой. Суриков «Детство»).

Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости

(Здравствуй, гостья зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. Никитин «Встреча зимы»).

Дети восстанавливают строчки из стихов (работа в парах).

Остановка «Художественная»

– Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта. За ваше старание в конце пути вас ожидает сюрприз. (Картина И.С. Остроухова «Золотая осень»).

Звучит музыка Вивальди «Осень».

Илья Семёнович Остроухов известен как замечательный русский пейзажист, безгранично любивший природу.

В своих картинах художник изображает родную природу в разное время года и дня.

Просмотр репродукции картины.

В картине «Золотая осень» очень выразительно, правдиво передаётся удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – жёлтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается по земле.

(Если позволит время, найти строки в стихах, подходящие к картине).

– Нам осталось на память о путешествии нарисовать картину.

Найти и прочитать отрывок из стихотворения «Листья».

– Я прочитаю стихотворение, а вы по-очереди выходите к доске и рисуете на листе по одному предмету. (Карандашом или фломастером) В результате у нас остаётся на память картина.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побледневших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей…

Дети рисуют то, что себе представляют на доске (по 3 чел. по 1 с каждого ряда).

6. Итог.

- Что понравилось на уроке?
- Стихи каких авторов повторили?
- Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути?

(Дети называют отличившихся учеников).

7. Рефлексия.

На доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.

– Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите фишку грустному человечку.

Урок окончен. Всем спасибо!