Интегрированный урок математики и краеведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: «Сложение и вычитание в пределах 1000. Закрепление».

Триединая цель урока:

  • Дидактическая:
    • знать способы сложения и вычитания в пределах 1000;
    • уметь решать задачи и примеры, используя приёмы сложения и вычитания в пределах 1000;
    • применять полученные знания на практике
  • Воспитательная:
    • воспитывать в детях бережное отношение к природе, гордость за свой край.
  • Развивающая:
    • развивать мыслительные операции (классификацию, обобщение, сравнение), память; формировать умение видеть с разных сторон один и тот же предмет.

Тип урока. Урок закрепления.
Вид урока.Интегрированный урок
Оборудование. На доске иллюстрации с изображениями животных, обитающих в Чёрном море; карточки с заданиями; карточки с числами; фишки из цветной бумаги в форме рыб.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (2 мин.)

Учитель держит в руках «туристическую путёвку» в виде открытки, сделанную из фотографии с изображением моря с текстом: «Круиз по Чёрному морю»
Особые условия:
1. Быть внимательным, активным, знающим учеником.
2. Хорошо знать животный мир Чёрного моря.

Учитель: Ребята, вы знаете, что это? Нашему классу досталась туристическая путёвка в круиз по Чёрному морю. Но здесь особые условия, которые выдвигает фирма, предоставившая нам круиз.

1. В круиз отправятся только самые внимательные, активные, знающие ученики, которые будут определены по наличию у них особых фишек.
2. Разрешено брать с собой только тех учеников, которые хорошо знают животный мир Чёрного моря.

– Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправился весь класс, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее, а именно, приёмы сложения и вычитания в пределах 1000.

3. Математическая разминка (5 мин.)

У. Нам предстоит путешествие по одному из замечательнейших морей земного шара. Запишите цифру 6. Что может означать число 6?
Дети: 6 месяцев длятся полгода;
– в 6 лет дети идут в школу;
У. Ещё оно означает, что Чёрное море окружают 6 стран. Какие это страны?
Учитель может помочь детям ответить: Россия, Украина, Грузия, Турция, Румыния, Болгария.
– Охарактеризуйте число 6.
Д. Число 6 стоит на 6 месте в натуральном ряду чисел, предыдущее число – 5, последующее 7. Число 6 чётное.
У. Запишите через клетку число 9 . Что может означать данное число?
Д. Учебный год длится 9 месяцев.
– Вокруг солнца движется 9 планет.
У. Из 14 морей, омывающих нашу страну, Чёрное море занимает 9 место по площади. Дайте характеристику этому числу.
Д. Число 9 стоит на 9 месте в натуральном ряду чисел, предыдущее число – 8, следующее 10.
У. Используя эти цифры, запишите двузначные числа.
Дети записывают числа 69 и 96.
– Чем похожи эти числа?
Д. Для их записи использовались одинаковые цифры.
У. Чем различны эти числа?
Д. Единичным составом. В числе 69 – 6 десятков и 9 единиц, а в числе 96 – 9 десятков и 6 единиц. Ещё число 69 меньше числа 96 .
У. Запишите ещё одно число.
Учитель показывает карточку с числом 180.
Д. Это число 180.
У. Чем оно отличается от предыдущих?
Д. Это число трёхзначное, так как для его записи потребовалось 3 цифры. Оно больше всех остальных.
У. Что же означает это число? Например, то, что в нашем море водится 180 видов рыб, начиная от малюсенького бычка и заканчивая гигантской белугой.
– Повторите ещё раз, какое отношение числа 6, 9 и 180 имеют к Чёрному морю. Новыми знаниями поделитесь дома с родными.
– А мы с вами продолжаем заниматься математикой и изучать животный мир и побережье Черного моря.

4. Индивидуальная работа

У. Каждое путешествие должно быть тщательно подготовлено. Нам помогут ребята. Они будут работать с карточками на закрытой части доски, а у нас с вами в это время арифметический диктант.

Карточка 1
Запиши решение, ответ и составь обратную задачу и реши её
По берегу Черного моря от Адлера до 73 км расположено 7 железнодорожных остановок, а в Лазаревском районе расположено 22 остановки. Сколько всего железнодорожных остановок расположено от Адлера до Магри?

Карточка 2

Запиши решение, ответ и составь обратную задачу и реши её
По максимальной глубине Чёрное море занимает 5 место из 14 морей, омывающих нашу страну. Сколько морей являются мельче нашего моря?

5. Арифметический диктант (3 мин.)

У. Прослушайте несколько задачек и цифровые ответы запишите в тетрадь.
У. Глубина Чёрного моря больше, чем глубина Азовского моря. Значит, какова глубина Азовского моря?
Д. Глубина Азовского моря меньше, чем глубина Чёрного моря.
У. Устрицы живут на 20 лет больше, чем мидии. Значит, сколько лет живут мидии?
Д. На 20 лет меньше, чем устрицы?
У. Молодцы, ребята, устрицы живут 30 лет, а мидии соответственно 10.
– Морской окунь живёт 15-20 лет. Самец окуня весит 18 кг, а самки – 50 кг. На сколько кг самка тяжелее самца?
Д. На 32 кг.
У. Как вы узнали? Докажите.
Д. 50 – 18 = 32 (кг), самец весит меньше, поэтому надо вычитать.
У. Одной из самых больших рыб Чёрного моря являются белуги и тунцы. Тунца называют «золотой рыбкой» за его вкусное мясо. А белуги, помимо огромного веса (до 800 кг) отличаются долголетием. Белуги живут 80 лет, а дельфины – 30 лет. Кто живёт дольше и на сколько?
Д. Белуга живёт дольше на 50 лет.
У. Молодцы, объясните приём вычитания и запишите ответ в тетрадь.
По мере решения задач учитель показывает детям иллюстрации упомянутых животных на доске.

6. Проверка индивидуальной работы (3 мин.)

У. Посмотрите, как выполнили задание ваши товарищи у доски.

Дети, работавшие у доски, объясняют решение задачи и способ выбора действий. Подводится итог по арифметическому диктанту и индивидуальной работе.
Ответившие дети получают фишки в виде рыбок.
Обращается внимание на новые дополнительные знания (факты).

7. Самостоятельная работа (10 мин.)

У. Ребята, обратите внимание на выражения, записанные на доске.

На доске:

800 – 36 = 800 –– 6 = 560 + 20 = 500 + + =

644 –30 = 640 – 30 + = 330 + 5 = + + =

У. Вставьте в клетки недостающие числа, решите и приготовьтесь объяснить приёмы сложения и вычитания.

Дети выполняют задание.

– Чем похожи первые два выражения?
Д. Это разности. В них из десятков вычитают десятки.
У. Чем различны эти выражения?
Д. В первом выражении единицы вычитают, а во втором надо прибавлять.
В первом выражении круглым числом выражено уменьшаемое, а во втором – вычитаемое.
У. Молодцы. Какие из данных выражений будут решаться этими приёмами?

На доске:

300 + 20 160 + 40 532 – 20 900 – 13 260 + 40
360 + 2 540 – 8 46 + 400 163 – 20 460 – 25

Работа ведётся устно, учитель показывает первое выражение: 800 – 36. Дети находят пример к данному приёму 900 – 13 и т.д. Учитель сразу стирает использованные выражения.

– Найдите значение оставшихся выражений, работая в парах, шепотом объясняя друг другу приёмы сложения и вычитания, записывая в строчку только ответы. Проверяются только ответы с упрощенным объяснением приёма.

8. Физкультимутка (1 мин.)

9. Решение задач (12 мин.)

У. Мы уже знаем, что в Чёрном море водится 180 видов рыб. Среди них промысловое значение имеют белуга, осётр, севрюга, сельдь, хамса, шпрот, тюлька, кефаль, барабуля, ставрида, скумбрия, камбала, пеламида, тунец. Кроме них в Черном море водятся ещё очень много живых организмов: медузы, рачки, моллюски, осётр, окуни, морские коньки, рыба-меч, крабы, дельфины, даже тюлень-монах, акула – катран, скат – хвостокол и др. Многие из названных животных представлены на доске.

– Нам предстоит решить экологическую задачу. Прочитайте её текст на доске.

На доске:

В Чёрном море водятся примерно 30 видов промысловых рыб, а сорных (не имеющих ценности) – примерно на 70 видов больше. Сколько всего промысловых и сорных видов рыб водится в Чёрном море?

– Прочитайте задачу, выбрав главные слова для составления краткой записи. Что у вас получилось?

На доске:

Промысл. – 30 в.

Сорных – ? на 70 в. б.
? в.

– Повторите условие задачи по краткой записи. Какие два числа мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
Д. Сколько сорных видов и сколько промысловых.
У. Сколько промысловых видов рыб?
Д. 30 видов.
У. А сорных?
Д. Неизвестно, на 70 видов больше.
У. Можем узнать, сколько сорных видов рыб? Как?
Д. 30 + 70.
У. А потом мы сможем узнать, сколько всего промысловых и сорных видов рыб водится в Чёрном море?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
Дети выполняют задание.
За полные правильные ответы дети получают фишки в виде рыбы.
– Я говорю, что эта задача экологическая. Вспомните, сколько видов рыб всего обитает в Чёрном море?
Д. 180 видов рыб.
У. А мы ведём речь только о 130. А что же с остальными?
Дети высказывают свои предложения, учитель выслушивает, пока кто то не скажет, что они исчезающие.

У. Умницы. А сколько получается исчезающих видов рыб? Это много или мало?
Д. Много видов рыб может исчезнуть.
У. Что необходимо делать?
Дети высказывают своё мнение о бережном отношении к природе.
У. Чёрное море просит помощи. И будет ли оно жить, зависит от нас. Прочитайте текст следующей задачи у вас на карточках:

В Чёрном море живут дельфин афалина, медуза аурелия, акула – катран, морской конёк. Акула – катран не самое крупное животное, но крупнее конька и медузы, а медуза меньше афалины, но больше конька. Расположи рыб в порядке уменьшения их размера. Ответы запиши.

1._____________________________________________
2._____________________________________________
3._____________________________________________
4._____________________________________________

Дети работают в группах по четыре человека, ответ обосновывают, и один ученик из группы защищает своё решение.

10. Итог урока (2 мин.)

У. Ребята, как вы думаете, мы выполнили условия фирмы, которые были поставлены перед нами?
Д. Да.
У. Мы теперь лучше знаем Чёрное море? А что именно вы узнали?
Выслушиваются высказывания детей.
– Действительно, мы узнали совсем немного, и нам ещё предстоит изучать Чёрное море. Расскажите дома своим родным, что нового вы узнали сегодня.
Выставление отметок по количеству фишек – рыбок.

11. Домашнее задание (1 мин.)

Список используемой литературы:

1. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144 с.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов н/Дону: Учитель, 2003. – 176 с.
3. Кузьминская Г.Г. Чёрное море. – Краснодар: Кн. изд., 1988 – 95 с.
4. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников. Ростов н/Дону. Феникс, 2003. – 384 с.
5. Стасевич Л. Урок математики: Рыбы Амура. // Начальная школа. Изд. дом: Первое сентября, 2004. – № 14. – С. 2 – 4