“Рука – это вышедший наружу мозг человека”.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Ребенок только родился, а уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей его жизни. В течение многих времен мама или бабушка всегда играли с пальчиками малыша, приговаривая при этом “Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…”. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Цель работы – обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник детей дошкольного возраста на занятиях. Занятия по нетрадиционной технике рисования провожу два раза в месяц, длительность зависит от возраста детей. При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисуют не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.
Цель: Развивать фантазию, воображение, детское творчество.
Задачи: вызвать интерес детей к оформлению воздушного шара снежинками; – получить эмоциональный отклик; – закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.
Материалы: Воздушные шары, гуашь разных цветов, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
- снежинки на окнах, нарисованные белой гуашью;
- снежинки на новогодней елке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.
Предварительная работа: беседы о зиме, о снеге, о снегопаде; – рассматривание картин и иллюстраций; – заучивание стихотворения:
Снег, снег кружится,
Белая все улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели…
А потом все встали
И дружно улетели…
- рассматривание снежинок различной формы и конфигурации;
- рисование на объемных фигурах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в ИЗО студию, оформленную к новогоднему празднику.
Музыка звука метели. Появляется преподаватель, одетый в костюм “Зимушки-зимы”. Входит и удивляется.
Зимушка-зима: Ах, как все красиво и сказочно, куда я попала? Как здесь у вас тепло и уютно!
Здравствуйте, ребята, а вы узнали меня? Я – “Зимушка-зима”.
Ребята, скоро Новый год, а я не успеваю к нему подготовиться, у меня столько хлопот. Укрыть поля, укутать деревья белым пушистым снегом. Да и дом свой к Новому году украсить. У меня есть волшебные шары, но мне кажется они какие-то не зимние, не новогодние, что-то в них не хватает! Скажите, ребята, а вы знаете, как должны выглядеть новогодние шары?
Дети перечисляют варианты ответов.
– Я поняла, ребята, и придумала свой узор для волшебных шаров – это снежинки. Я их так сильно люблю, ведь они бывают только зимой. Они такие нежные и пушистые, правда? Скажите, пожалуйста, какие еще бывают снежинки? (Дети перечисляют.)
– Молодцы! Ребята, шаров много, а я одна. Помогите мне их украсить снежинками. Я вижу, у вас на столах уже есть гуашь, а где же кисточки? Ой, я забыла их взять, чем мы будем рисовать? Ну, ничего, не зря меня называют волшебницей, сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы сами сможете творить чудеса и украшать шары с помощью ваших пальчиков. Ну что, вы готовы? Тогда начинаем волшебство. А чтобы снежинки были красивыми, сейчас вы услышите сказочную, зимнюю музыку.
Звучит музыка, дети рисуют.
“Зимушка-зима” подходит к каждому ребенку и перечисляет эпитеты к слову “снежинка”, с целю обогащения словаря ребенка: нежная, пушистая, легкая, воздушная, сверкающая, ясная, кружевная, ажурная, холодная, серебристая, сказочная, красивая.
Дети заканчивают рисовать.
– Какие красивые у вас получились шары! Давайте их соберем вместе!
“Зимушка-зима” собирает шары.
– Ребята, давайте шарики оставим здесь, а сами превратимся в снежинки и полетим, полетим, полетим.
Музыка звуков метели.
“Зимушка-зима” приглашает детей в зал для игры, дети делают круг, держась за руки. “Зимушка-зима” вместе с детьми читает стихи.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели,
А потом все встали,
И дружно улетели.
Музыка звука метели. Дети, словно снежинки возвращаются в ИЗО студию.
“Зимушка-зима” обращается детям.
За старанье и уменье
Я вас всех благодарю,
И нарядный зимний шарик
Я вам всем сейчас дарю.
“Зимушка-зима” раздает детям шары.
– Дети, 31 декабря вы к этому шарику можете прикрепить свое желание и выпустить его в небо, он прилетит на мою сказочную елку, я узнаю ваше желание и в Новом году очень постараюсь его исполнить. А сейчас, мне пора, ведь у меня столько дел и хлопот перед Новым годом.
В студии снова музыка звука метели, а “Зимушка-зима” покидает ИЗО студию.
После занятия остается воспитатель группы и обращается к детям:
– Ребята, давайте сейчас пойдем к малышам и расскажем, кто приходил к вам в гости, покажем им свои волшебные шары.