![]() |
В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк) |
Сотни и тысячи людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодушными к ним. Они просто их не замечают. Видеть необычное в обычных вещах легко могут лишь дети. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в “белоснежных лошадок”, а небо помещается в бутоне цветка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок начинает фантазировать: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.
Вспомните, какое значение придает ребенок своим “драгоценностям” (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это “ненужные вещи и предметы”, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти “необычные материалы” не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в творческой деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – предмет гордости, удивления, радость открытия, вызывающая большое количество положительных эмоций.
| Все мы знаем, как важно, чтобы на внеклассных
занятиях детям было интересно, чтобы их лица
излучали радость, глаза горели восторгом. Чаще
всего это увидишь тогда, когда ребёнок чувствует
себя свободным в праве выбора, тогда, когда он из
объекта деятельности превращается в субъект,
которому дозволено творить, создавать новое. А
ведь это именно то, без чего ребенок просто не
может существовать, без чего не может в полной
мере развиваться его личность. Воспитание творчеством – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности ребенка необходимы для успешного его развития. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить детей быть наблюдательными – значит сделать их представления об окружающем мире ясными, более полными. |
Одним из направлений моих занятий является работа с природным материалом, а именно флористика. Работая в этом направлении, понимаешь, что возможности для творчества безграничны. Мы создаем букеты из засушенных растений, композиции из трав и цветов, из соломки, коллажи из листьев. Создание произведений из засушенных растений (другими словами фитодизайн) – является одним из путей развития у младших школьников креативности. После экскурсий в природу дети с гордостью приносят в класс собранные ими “сокровища”. Фитодизайн учит школьников находить в лесу, поле, на лугу нечто красивое и необычное. Включение данного вида деятельности во внеклассную работу тесно связано с пониманием того, что творческий процесс немыслим без общения с природой, а два этих компонента дают много положительных эмоций.
Обучение детей искусству фитодизайна
осуществляется в разных видах и формах работы.
Это могут быть:
|
![]() |
Т.е., работая в этом направлении, ребенок развивается разносторонне:
- развивается мышление, воображение, любовь к красоте, чувство пропорции, гармонии цвета, композиции и ритма, уверенность в своих силах, настойчивость, интерес к искусству.
- Формируются технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе и нестандартным, развивается мелкая моторика рук. Дети приобретают самостоятельность, внимательно рассматривая, наблюдая, делая выводы, анализируя.
- А главное, что от проделанной работы они получают удовлетворение и оценивают себя, как успешную личность.
И все это происходит непроизвольно, ребенка не принуждают, он сам хочет творить, действовать, создавать. Вот тут то и появляется положительная мотивация к познанию. Ребенок чувствует себя творцом.
Для полноценного эмоционального, эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.
![]() Для развития всех этих навыков использую различные графические техники. Занятия изобразительным искусством, которые я провожу, формируют и развивают детей разносторонне, влияют на их духовный мир в целом. Искусство развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, пробуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. * Включаю в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, развитию творческих способностей. |
* Приоритетное внимание уделяю
рисованию. В современной медицине все большее
распространение получает термин “изотерапия”.
Речь идет о восстановлении здоровья человека при
помощи занятий изобразительным искусством.
Изображая свои переживания, человек как бы
заново проживает и “выплёскивает”
отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя
свои чувства, он может и откорректировать своё
отношение к тому, что вызывает у него
неблагоприятные эмоции. Помочь человеку
освободиться от гнетущих мыслей, “снять
стрессовое состояние”, под которым
подразумевается реакция на неблагоприятную
жизненную обстановку, – вот в чём заключается
особенность занятий живописью. Для успешных занятий изобразительной деятельностью ребенку понадобятся некоторые навыки: точное движение руки; точное смешение красок (сенсорное воспитание); точное внимание (схватывание глазом). |
* В кабинете создаю художественную эстетическую среду. Он условно разделён на 4 части. Каждый уголок кабинета выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Придя на занятия в кабинет, ребёнок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощённо. Для детей это пространство является не просто игровым – они воспринимают его как отдельный мир.
Выставочный зал – центральная часть кабинета, достаточно просторная и светлая. В оформлении этой части, используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. В этом оформлении активное участие принимают дети. Систематически с детьми организовываем выставки.
В кабине вместе с детьми мы создали уголок под названием “Зеленый остров”, где находятся комнатные растения и имеется подробное описание этих растений.
В нашем кабинете находится Аква-уголок, где есть аквариум, полезные рекомендации об уходе за обитателями аквариума. Дети с большим интересом наблюдают за рыбками, ухаживают за ними.
Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано), а также звуковой техники, после выполнения уроков мы выполняем короткие пластические зарисовки.
- Исключаю из занятий формализм, шаблоны.
- Формирую у детей способность к умению видеть альтернативные решения.
- Создаю творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии, формирую такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей, т.к. каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности
| Демонстрирую доверие к ребенку,
исключаю излишнюю опеку. Все это способствует
максимальной активизации деятельности ребёнка,
заставляя его использовать свой опыт, умения и
навыки. Осуществляя руководство художественной деятельностью, необходимо помнить о её специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что–то узнают, это художественно – творческая деятельность, требующая от ребенка положительно эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен! Чем активнее ребенок участвует во внеклассной творческой работе, тем более успешным он себя ощущает в учебной деятельности, т.к. именно через творчество формируется положительная мотивация к познанию. Обобщая все вышесказанное, могу отметить, что постоянное соприкосновение с искусством способствует эмоциональному развитию учащихся; развитию художественного вкуса; включению учащихся в творческую деятельность, результат которой – рисунки, аппликации, и т.д.; изменению уровня интеллектуальной деятельности; формирование высокой мотивации к обучению. Создавая установку на УСПЕХ, вы делаете огромный шаг к успеху! |



