Учебные предметы:
- Литературное чтение
- Биология
- Окружающий мир
- История
- Развитие речи
Цели:
- Формировать навыки самостоятельной работы по сбору и обработке материала, умение защищать свою работу в ходе отчетных материалов.
- Развивать творческое мышление, воображение.
- Вести работу по формированию навыка выразительного чтения.
- Развивать связную речь учащихся. Обогащать их словарный запас.
- Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
- Воспитывать интерес к чтению.
Отчетные материалы:
- Накопительные папки групп;
- Газета “Теремок”;
- Декорации к кукольному спектаклю “Теремок”;
- Пословицы о дружбе;
- Выставка рисунков “Моя любимая сказка”;
- Выставка книг о театре кукол.
Группа 1
Задания:
- Найти определение: театр кукол, декорации;
- Инсценировать эпизод сказки “Теремок”.
Группа 2
Задания:
- Подготовить сообщение на тему “Растения поля”;
- Найти научный материал о мышке, зайце, лягушке, лисице.
Группа 3
Задания:
- Найти определение понятия “сказка”;
- Подготовить сообщение на тему “Виды сказок”;
- Найти в библиотеке книги со сказками “Теремок”.
Группа 4
Задания:
- Найти пословицы о дружбе;
- Оформить газету “Теремок”.
Ход урока
1. Введение в тему урока. Актуализация знаний
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, за семью лесами, за семью горами стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке. Это еще не сказка, а присказка. Сказка будет впереди. Эти строчки переносят нас в удивительный, загадочный, волшебный, неповторимый мир сказок.
Ребята, а кто из вас любит сказки? Я вижу, вы принесли на урок книжки с любимыми сказками, нарисовали рисунки. Почему вам нравятся сказки?
Ученик 1-го класса: Там происходят разные чудеса и превращения.
Ученик 1-го класса: А еще в сказках животные могут разговаривать.
Ученик 1-го класса: В сказках много необыкновенных загадочных существ: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
Учитель: А что же такое сказка?
Ученик 4-го класса: Мы провели исследование на тему “Сказки” и выяснили, что такое сказка, узнали о видах сказок.
Ученик 4-го класса: Сказка – это повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.
Ученик 4-го класса: Поговорив с учителем русского языка и литературы, составили таблицу “Виды сказок”:
– Волшебные.
– Бытовые.
– О животных.
Учитель: Сказки удивительны тем, что там происходят чудеса. И у нас в классе сейчас на уроке чтения произойдет чудо. Мы окажемся “В гостях у сказки” (это и тема нашего урока).
Закройте глазки. Я дотронусь до вас “волшебной” палочкой.
(Дети 1-го класса закрывают глаза. Звучит песня “Маленькая страна”. Ученики 4-го класса выходят за дверь. Открывают глаза – учащиеся 4-го класса инсценируют эпизод сказки Е. Чаршина “Теремок”.)
Учитель: В гостях у какой сказки мы оказались?
Ученик 1-го класса: Это сказка Чарушина “Теремок”.
Учитель: Значит, сегодня на уроке, оказавшись в гостях у сказки “Теремок”, продолжим над ней работу. А к какому виду сказок она относится?
Ученик 1-го класса: Это сказка о животных.
Учитель: А что больше всего понравилось учащимся 1 класса, когда они смотрели выступление своих товарищей?
Ученик 1-го класса: Ребята очень хорошо исполняли свои роли.
Учитель: Действительно, более яркой и интересной эту сказку сделала выразительная речь учащихся 4 класса. Красивую речь всегда приятно слушать. Владея навыком выразительного чтения, человек, с помощью голоса, может передать характер, настроение человека, повадки животных и т.д..
А кто из учащихся 1-го класса хочет уметь читать выразительно? Помогут вам в этом учащиеся 4-го класса.
Итак, самая главная задача нашего урока чтения: “Обучение выразительному чтению”. И помогут нам в этом не только ученики 4 класса, но и “Помощники выразительного чтения”. (Опорная таблица на доске.)
Громкость речи: тихо, средне, громко.
Темп речи: медленно, средне, быстро.
Паузы в конце предложения, после знаков препинания: (,), (-), (:).
Интонация: повествовательная (.)
Вопросительная (?)
Восклицательная (!)
2. Работа по теме урока
Учитель: Итак, мы можем приступить к работе. Эта работа проводится в парах. Учащиеся 1-го класса читают “эхом” за учащимися 4-го класса. Попрошу учащихся 4-го класса оценить работу первоклассников сигнальными карточками:
Великолепно –
Отлично –
Хорошо –
Учитель: Молодцы! Ребята, мы прочитали только часть сказки, но назовите всех героев этой сказки.
Ученик 1-го класса: Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь.
Ученик 1-го класса: Галя и Юля нашли для нас в библиотеке книжки со сказкой “Теремок” (обратите внимание на выставку книг). Прочитав их, мы узнали, что героями сказки “Теремок” были: заяц, волк, медведь, лягушка, петух, лиса, мышка, комар.
Ученик 4-го класса: А мы нарисовали газету “Теремок”, в которой рассказали обо всех обитателях теремка. Разместили в ней рисунки 1 класса и пословицы о дружбе.
Динамическая пауза:
Учитель: Сейчас я взмахну волшебной палочкой и вы превратитесь в … А вот в кого вы превратитесь, будет отгадывать ученик 4 класса.
Учитель показывает классу мягкую игрушку (лиса, лягушка, заяц, мышка), а учащиеся мимикой и жестами изображают животных. Ученик 4 класса отгадывает.
Учитель: Пока мы с вами играли, у меня на столе появился странный ключик. Как вы думаете, кто его принес?
Ученик: Его, наверное, принес Буратино.
Учитель: Куда попали Буратино и его друзья с помощью этого ключика?
Ученик: В кукольный театр.
Учитель: Интересно, где окажемся мы, открыв этот замок.
(На доске висит замок. Доска открывается и появляется надпись “ТЕАТР КУКОЛ”.)
– Удивительно, мы с вами тоже попали в театр кукол!
Ученик 4-го класса: Театр кукол – это театр, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами. Актеры скрыты от зрителей ширмой. Используются марионетки, перчаточные, тростевые куклы.
Учитель: Сами по себе куклы не умеют говорить и двигаться. Им помогают люди-актеры. Актерами у нас в спектакле “Теремок” будут учащиеся 1-го класса. Поможем им выбрать ту роль, которую они будут исполнять.
Ученик 4-го класса: С текстом сказки вы уже знакомы. Хотелось, чтобы актеры более подробно познакомились с героями сказки.
Ученик 4-го класса: Мыши – семейство грызунов. Длина тела от 5 до 48 см. Около 430 видов. Живут три года.
Учитель: Кто из учащихся 1-го класса хочет исполнить роль мышки?
(К доске выходит учащийся 1-го класса. Ему вручается тростевая кукла – мышка.)
Ученик 4-го класса: Лягушки – бесхвостые земноводные. Длинна тела от 3 до 32 см. 550 видов. Самка откладывает от 500 до 1000 яиц, из которых выходят личинки-головастики. Зимуют в лесной подстилке, пнях, норах или на дне водоемов. Живут 4–5 лет. Питаются насекомыми.
Учитель: Кто из учащихся 1-го класса хочет исполнить роль лягушки?
(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-лягушка.)
Ученик 4-го класса: Заяц – зверек отряда грызунов, в переводе “прыгун”. Длина тела – 45 см. Задние конечности длиннее передних. Передвигается прыжками со скоростью 70 км/ч. Живут 8–10 лет.
Учитель: Кто хочет исполнить роль зайца?
(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-заяц.)
Ученик 4-го класса: Лисица – хищный зверь. Длина тела 40–90 см. Окраска тела от рыжей до бурой. Обитают в Евразии, Африке, Австралии. Живут до 20 лет.
Учитель: Кто хочет исполнить роль лисы?
(К доске выходит учащийся 1-го класса, ему вручается тростевая кукла-лиса.)
Учитель: А еще нам нужен актер, читающий слова автора. Это важное дело мы поручим ученику 1-го класса…
Учитель: Актеры в своей игре должны передавать движение, голос, характер героев. Проверим, насколько хорошо знаете их.
На доске появляется табличка со словами:
Маленькая | Хитрая | Маленькая | Трусливый |
Серая | Быстрая | Зеленая | Быстрый |
Шустрая | Рыжая | Пучеглазая | Длинноухий |
Быстрая | Длиннохвостая | ревучая |
Учитель: Прочитайте слова, записанные в первой колонке. О каком животном идет речь?
Ученик: Это мышка!
Учитель: Каким голосом нужно читать слова мышки?
Ученик 1-го класса: Тихим, тоненьким, так как мышка маленькая.
Учитель: Прочитайте слова, записанные во второй колонке. О каком животном идет речь?
Ученик: Это лиса!
Учитель: Как мы читаем слова лисички?
Ученик 1-го класса: Говорит медленно, хитрым голоском.
Учитель: Прочитайте слова, записанные в третьей колонке. О каком животном идет речь?
Ученик: Это лягушка!
Учитель: Как прочитаем слова лягушки?
Ученик 1-го класса: Говорит медленно, скучно, растягивает слова.
Учитель: Прочитайте слова, записанные в четвертой колонке. О каком животном идет речь?
Ученик: Это зайчик!
Учитель: А как нужно читать слова зайчика?
Ученик 1-го класса: Зайчик-трусишка, он всегда говорит плачущим голосом.
Учитель: Теперь можно приступить к репетиции. Но сначала – речевая разминка, которая поможет вам научиться более четко произносить звуки и слова.
Речевая разминка
(Разминку проводит ученик 4-го класса.)
А) речевая гимнастика
Б) чистоговорка
В) скороговорка
Учитель: Репетиция началась. Ученики первого класса должны разучить свою роль. Вам помогут ученики 4 класса. (работа в парах)
Учитель: Теперь позаботимся о декорациях.
Ученик 4-го класса: Декорации – оформление сцены, отражающее место, на котором происходят события.
Учитель: Что изобразим на декорациях?
Ученик 1-го класса: Стоит в поле теремок. Значит, изобразим поле и теремок.
Ученик 4-го класса: На занятиях по окружающему миру узнали, что поле-это безлесное равнинное пространство (учащиеся прикалывают к ширме ромашки, васильки)
Ученик 4-го класса: Терем – в переводе с греческого, “жилище”. В Древней Руси – верхняя жилая часть богатых хором. (на ширме появляется изображение терема.
Учитель: Прошу актеров занять места на сцене. Спектакль начинается!
(Учащиеся 1-го класса разыгрывают сценку из сказки Е. ЧАрушина “Теремок”.)
3. Итог урока
Учитель: Ребята, а о чем эта сказка?
Ученик: О дружбе.
Учитель: Какие еще сказки о дружбе вы знаете?
Ученик: “Зимовье зверей”, “Бременские музыканты”, “Рукавичка”.
Учитель: А кого из вас много друзей? “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”. Но важно не сколько у тебя друзей, а умеешь ли ты дружить. В дружбе важны такие качества: терпимость, умение прощать, милосердие, щедрость, доброта. В одной из пословиц говорится: “Трудно друга найти, да легко потерять”. Думаю, что сегодня именно тот день, когда вы нашли много друзей. И игра, в которую мы поиграем, так и называется “Найти друга”. У каждого из вас половинка пословицы о дружбе:
Друг в нужде – | истинный друг. |
Верному другу – | цены нет. |
Не мил свет – | когда друга нет. |
Легче друга потерять, | чем найти. |
Верный друг – | лучше 100 слуг. |
Дружбой дорожи, | забывать ее не спеши. |
Для друга | ничего не жаль. |
(Каждый ученик находит половинку от своей пословицы; выполнив задание, ученики парами выходят к доске.)
Учитель: Ребята, а цель нашего урока выполнена?
Ученик 4-го класса: Да! Ученики первого класса научились выразительно читать произведение Е. Чарушина “Теремок”
Учитель: А что помогло ученикам первого класса сделать первые успешные шаги в овладении навыком выразительного чтения?
Ученики (хором): ДРУЖБА!
Ученики исполняют песню “Дружба”.